Последние два месяца курс рубля был довольно волатильным после масштабной девальвации, наблюдавшейся летом (в конце мая пара USD/RUB находилась на уровне 50, а к концу августа достигла отметки 70). Летнее ослабление рубля в значительной степени было обусловлено падением цен на нефть: в мае они держались около $65/барр., а во второй половине августа опустились приблизительно до $42/барр. (и снова начали расти лишь в последние недели). В сентябре и первой половине октября волатильность рубля в большей степени была связана с изменениями в политике ЦБ РФ, чем с колебаниями цен на нефть.

Банк России, похоже, всерьез намерен продолжать политику количественного ужесточения (что, возможно, следовало бы делать еще более решительно), избавляясь от деструктивных видов рефинансирования. Мы полагаем, что он вскоре, вероятно, снова начнет снижать ставки, чтобы смягчить последствия этих изменений для рынка.

Мы положительно оцениваем последние изменения в политике ЦБ - чем быстрее регулятор откажется от нетрадиционных элементов денежно-кредитной политики, тем скорее снизится волатильность на валютном рынке. Уменьшение волатильности, в свою очередь, приведет к замедлению инфляции и поддержит экономический рост.

В сентябре Банк России проявил осторожность и воздержался от снижения ставки, в том числе потому что разделял преобладавшую на рынке почти стопроцентную уверенность в повышении ставки Федрезерва до конца текущего года. Поскольку сейчас такая уверенность заметно пошатнулась, у руководства ЦБ появились дополнительные аргументы в пользу еще одного снижения ставки в 2015 году, т. к. этого требует ситуация на внутреннем рынке.