Глава Банка России Эльвира Набиуллина стала лучшим центральным банкиром по версии журнала Euromoney.

Далеко не все в России разделяют это мнение. К ЦБ предъявляется множество претензий. Регулятор фактически проспал прошлогодний валютный кризис и регулярно запаздывал с принятием решений. Иногда кажется, что ЦБ вообще не знает никаких инструментов, кроме изменения ключевой ставки. Некоторые наблюдатели  увидели в данной новости даже политическую поддержку Эльвиры Набиуллиной со стороны Запада. Ведь она остаётся сторонницей либеральной монетаристской экономической линии, а ЦБ не собирается выходить из государственных облигаций США и других западных стран.

Впрочем, вряд ли упрёки в ангажированности главы ЦБ справедливы. Западное экономическое сообщество давно является заложником собственных экономических догм. Согласно либеральному катехезису, ЦБ в кризис всё делал правильно: повышал ключевую ставку и более не вмешивался в рыночную стихию. Западные политики, включая президента Обаму, утверждали, что санкции и падение цен на нефть просто разорвут российскую экономику. Отдельные горячие головы предсказывали коллапс банковской системы, курс доллара в 200 рублей, падение ВВП на 10%, массовую безработицу, гиперинфляцию и закрытие многих предприятий.

Вместе с тем, с нашей точки зрения, ЦБ не выполнил свою ключевую обязанность – не защитил российский рубль. Стабильность рубля – это доверие инвесторов и рядовых граждан к национальной экономике. И сейчас это доверие утрачено и в России, и за рубежом. Ресурсы для защиты рубля у регулятора были. Это не только международные резервы, но и политика госбанков. Можно было также поднять нормы обязательного резервирования для банков и/или ввести административные ограничения на движение капитала.

Однако эти меры приняты не были, поэтому текущее состояние российской экономики, достаточно тяжёлое – отчасти заслуга и Центробанка.