Соперничество двух самых крупных банков России активизировалось. Со Сбербанком, опиравшимся на широту филиальной сети, соперничает ВТБ, который использует в качестве маркетингового канала отделения почтовой связи. С учётом сокращения прибыли лидера банковской отрасли у инвесторов возникает вопрос, за какими бумагами будущее: Сбербанк или ВТБ?

На наш взгляд, появление Почтобанка укрепит позиции и ВТБ, и всей банковской отрасли. Для людей с доходом не выше среднего по региону станут доступнее насущные финансовые услуги. От перетока клиентов между кредитными учреждениями выиграют оба участника рынка. Сбербанк сможет продолжить фокусироваться на повышении стандартов обслуживания клиентов. ВТБ отсечёт у лидера банковского рынка свою целевую аудиторию, которая могла чувствовать себя менее комфортно там, где стандарты выдачи кредита на неё не ориентированы.

Многим претит принятое среди аналитиков объяснение падения чистой прибыли Сбербанка на 140,5 млрд рублей за год. Помимо увеличения расходов на резервы на 88 млрд рублей, приходится говорить о падении чистого процентного дохода на 100 млрд рублей. Но это не означает снижения качества управления. Значительным фактором падения прибыли стало макроэкономическое (в силу масштабов кредитного учреждения) воздействие высоких ставок ЦБ.

ВТБ активнее управляет ожиданиями инвесторов. Комментарии топ-менеджмента о предстоящем росте кредитования вызывают интерес к бумагам в условиях негативных показателей этой отрасли. Снижение кредитного портфеля прекрасно объясняются ужесточением стандартов выдачи кредитов. При сложностях в корпоративном сегменте спасает активность клиентов в области услуг, связанных с комиссионными. Лекарством от макропроблем видится 25%-ная докапитализация через АСВ.

Несмотря на продолжение отзывов лицензий, банковский сектор получает стимул к росту от активизации конкуренции. В условиях торможения цикла смягчения денежно-кредитного курса, создание Почтобанка помогает сгладить негативный эффект от возможного прекращения улучшения динамики чистой процентной маржи.