С сентября по декабрь России нужно погасить почти 60 млрд долларов по внешним долгам. Новый период повышенного объема выплаты долгов навскидку может показаться проще, чем предыдущий, поскольку это уже не будет неожиданностью и рубль уже упал. Но вторая фаза может быть и лучше и хуже одновременно. Конечно же, рубль сейчас уже не такой дорогой как раньше. Шоковой неожиданности от падения нефти и ограничения от внешнего кредитования уже не будет. Но есть и другие моменты.  

Прошлой зимой, если так можно выразиться, у компаний было больше «жирка» для выплаты долгов, сейчас его уже меньше. Для погашения задолженности компании и банки будут вынуждены выходить с покупками валюты на рынок. Конечно же, компании и банки могли в последние полгода копить валюту для выплаты долгов, но ведь они и в прошлом году также могли копить, поэтому этот момент можно считать равным по отношению к сейчас и к прошлому году. А общий уровень остатков «жирка» сейчас все же меньше, и, значит, и ситуация сложнее.

Выручка экспортеров сегодня идет по уже снизившимся ценам на нефть. В прошлом году, несмотря на то, что цена на нефть падала, выручка экспортеров была еще большой, поскольку контрактные цены отставали от биржевых цен, и денежный поток валютной выручки в конкретный момент времени тогда был больше, чем сейчас. Поэтому в целом, даже несмотря на то, что рубль снизился,  давление на курс рубля будет и нельзя сбрасывать со счетов новый период повышенного объема выплаты долгов.

Ситуацию может спасти ЦБ России, если поможет рынку продажей своих резервов. Но пока что, судя по комментариям властей, такие намерения не просматриваются. Поэтому, даже если цена нефти прекратит свое падение, рубль вряд ли сможет укрепляться в ближайшие месяцы и его динамика будет слабее, чем нефтяные цены.