В последнее время ожидания по поводу будущего роста российской экономики в подавляющем большинстве негативные. Логика при этом проста: так как инвестиции сокращаются, в будущем это приведет к сокращению потенциального выпуска. Кроме того, снижение реальных доходов населения негативно скажется на спросе, что ударит по потреблению.

Проблема всех этих рассуждений в том, что исторически сильная просадка инвестиций (по тому показателю, который публикуется в РФ) не является предвестником падения ВВП. Эти вещи происходят одновременно. Примеры – 1998-199 гг., а также 2008-2009. В обоих случаях сильное падение инвестиций не мешало экономике в течение года показывать отличную динамику.

Кроме того, снижение реальных доходов населения – также плохой прогнозный индикатор для падения ВВП. Наоборот, снижение реальных заработных плат – это снижение издержек, а значит создание условий для роста прибыли и инвестиций. 

Понятно, что взаимосвязи намного сложнее, чем здесь описано, но к рассуждениям по принципу «сейчас все плохо и дальше будет хуже» следует относится осторожно. Как показывает опыт не только РФ, но других стран кризис обычно не длится слишком долго. 

Руль: потенциал снижения ограничен

Рубль упал к основным валютам более чем на 11% за последние две недели. Но текущее движение кардинально отличается от того, что мы видели в декабре прошлого года.  Тогда, причиной паники стал острый дефицит валютной ликвидности, вызванный паническими покупками населением, компаниями и банками, а сейчас на первом месте падение цен на основные виды сырья – нефть и промышленные металлы. 

Цены на нефть вряд ли могут уйти сильно ниже текущих уровней.  Уже сейчас мы видим, что котировки нефти снижаются медленнее, чем основные фондовые индексы, что в нормальной ситуации рассматривалось бы как рыночная аномалия. Нефть более рисковый актив, и обладает более высокой «бетой». Это означает, что желающий продавать нефть осталось не так уж и много, чему есть объяснение. Текущий уровень нефти вплотную подошел к уровням себестоимости добычи в ряде стран – крупных производителей, и дальнейшее ее снижение привело бы к снижению предложения. Соответственно, ограничен и дальнейший потенциал ослабления рубля.