По нашему мнению, в целом риторика ЦБ в отношении экономических рисков ухудшилась, что оставляет возможность для дальнейшего снижения ставки. Однако при принятии решения по ключевой ставке в противовес рискам в экономике выступают, на наш взгляд, не столько инфляционные, сколько риски волатильности на валютном рынке. Примечательно, что в последнем пресс-релизе регулятор не упомянул ни слова о валютных рисках, хотя именно из-за них в конце июля приостановил покупку валюты.

Волатильность на валютном рынке и падение рубля являются самой главной угрозой для ключевой ставки и процентной политики, поэтому отсутствие обеспокоенности ЦБ по данному вопросу, с одной стороны, является положительным моментом, с другой, может быть обманчивым действием регулятора во избежание дополнительного волнения среди участников рынка.

А поводов для беспокойства в данном направлении пока хоть отбавляй. В настоящее время рубль находится под давлением как со стороны внешних, так и внутренних факторов. На внешних рынках цена на нефть марки Brent в начале августа опускалась уже ниже 49 долл. за баррель, а участники рынка по-прежнему ожидают осенью повышения ставки ФРС.

В свою очередь, на внутреннем рынке банки начинают готовится к крупным погашениям внешнего долга. Так, совокупный объем погашений компаний и банков по внешнему долгу в сентябре превышает 14 млрд долл. В результате уже к осени мы можем увидеть американскую валюту в диапазоне 65-70 руб., что не только ставит под сомнение перспективу дальнейшего снижения ключевой ставки, но и создает угрозу в виде ужесточения процентной политики Банка России.