В июле обвал на фондовом рынке Китая достиг своего апогея. Просадка 27 июля индекса Shanghai Composite на 8,5% стала максимальной с 2007 г. При этом затянувшаяся волна распродаж стоила китайскому рынку порядка 30%.

Одной из причин, запустившей цепную реакцию на фондовом рынке, могло стать массовое закрытие маржинальных позиций, которые подстегивали индексы в начале года. Для избегания глобальных последствий от распродаж правительство влило на рынок порядка 480 млрд долл. дополнительной ликвидности в виде предоставления кредитов брокерам. Еще одним шагом стало временное прекращение торгов акциями по целому ряду госкомпаний, чей совокупный вес в капитализации рынка оценивается в 40%. В то же время говорить о существовании «пузыря» пока слишком рано. Среднее соотношение мультипликатора P/E (18,63) находится ниже уровня 2010 г., в то время как его прогнозное значение и вовсе составляет 15,14, что указывает на ожидания существенного роста прибыли компаний. Поэтому стремительный рост рынка в начале года не был совсем уж безосновательным и вряд ли может считаться «пузырем».

Другая угроза, исходящая от Китая, связана с замедлением темпов роста его экономики. В первую очередь это отражается на сырьевых товарах, поскольку страна является крупнейшим потребителем сырья в мире. По ряду товаров цены продолжают обновлять свои многолетние минимумы. 

На спад в экономической активности указывает опережающий индекс PMI Manufacturing, значение которого с начала года незначительно отклонялось от критически важных 50 пунктов. Причем отклонение наблюдалось в обе стороны. В то время как в прошлом году показатель не опускался ниже 50,2 пунктов, что соответствует максимуму этого года. Несмотря на то, что по итогам полугодия рост экономики поднебесной составил целевые по году 7%, при текущем замедлении деловой активности прогноз может быть пересмотрен в меньшую сторону, что может привести к сокращению спроса на товары со стороны Китая, в результате чего цены могут просесть еще ниже.