Корни кризиса в перепроизводстве
В экономике есть два таких понятия, как совокупный спрос и совокупное предложение. Ранее, до эпохи индустриализации, со спросом больших проблем не было, поскольку главной задачей было произвести что-либо. Поэтому и кризисов, подобных сегодняшнему, не случалось.
С началом эпохи индустриализации стала значительно повышаться производительность труда людей. В итоге, совокупное предложение перестало быть отстающим от спроса. Теперь, главное - это не способность что-либо производить, главное - это способность потреблять.
Первый кризис перепроизводства случился в 1929 году. Сейчас кризисные процессы во многом схожи.
Рост производительности труда ведет к тому, что часть людей становится невостребованными в экономике. В итоге выходит ситуация, что, образно говоря, в 2000 году 100 человек производили товаров на 1 млн долларов. За, допустим, 10 лет, производительность их труда за счет технологий и инвестиций увеличилась на 20%, то есть для производства тех же товаров нужно уже меньше людей. В теории, можно производить товаров на 1,2 млн долларов, но возникает проблема спроса. Если номенклатура товаров осталась прежней, то условно говоря, зачем тому же количеству людей больше тех же старых товаров, например, автомобилей. От того, что производительность труда выросла, люди не станут покупать 12 автомобилей вместо 10, так же, как не станут покупать 12 стиральных машин вместо 10. Для того чтобы совокупный спрос вырос, нужны новые товары, которых не было раньше и потребность по которым не удовлетворена.
В период бурного технологического развития, наподобие 90-х годов, проблем в новых товарах не было. Электроника, компьютеры, сотовые телефоны, далеко не весь перечень новых товаров, которые позволили в 90-е годы расти совокупному спросу. Но вот с 2000 года технологический прорыв в целом закончился, новых товаров уже было явно меньше, чем в 90-х. Компьютеры в 2005 году, это уже старый товар с освоенным рынком. Поэтому рост совокупного спроса застопорился.
А если совокупный спрос в 2010 году не позволяет производить товаров на 1,2 млн при выросшей производительности труда, то производители, как и в 2000 году, вынуждены производить товаров только на 1 млн долларов. Но вследствие того, что производительность возросла, вместо 100 человек работать будет только 80. В итоге, эти 80 человек оказываются за бортом. Вместе с этим, если эти 80 человек не работают, то они, следовательно и не будут тратить и потреблять, а это приведет в итоге к тому, что совокупный спрос вдобавок еще и сократится.
В целом в общих чертах, именно с такой проблемой сегодня и сталкивается экономика западных стран, да и мира вообще. Все, что мы видим, это банальный кризис перепроизводства. Но в нулевых годах, Алан Гринспен, глава ФРС США, нашел способ перераспределения денег, между теми 80-ю, кто остался в «седле», и теми, кто нет. Те 80 человек производили товаров на 100 долларов, а тратили 80 долларов, 20 это была их прибыль. Путем кредитования, эти 20 долларов накоплений перераспределялись к тем, кто не оказался не удел. В итоге и эти 20 долларов продолжали тратиться. И все это работало до тех пор, пока долг не вырос до баснословных значений и система перераспределения не сломалась.
В итоге мир сегодня имеет двойной кризис – кризис перепроизводства и кризис долговой.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20150729/816365696.html