Яндекс объявил вчера о запуске Яндекс.Доставки, агрегатора услуг доставки для онлайн-магазинов. Пока он объединяет пять сервисов (Почта России, DPD, Axiomus, Boxberry, СТРИЖ) и предоставляет услуги доставки в пределах России из Москвы и Московской области через пункты выдачи, постаматы или курьером.

На данный момент к услуге подключились десять магазинов, согласно комментарию компании в Ведомостях. Мы считаем, что это число будет расти, поскольку сервис может заинтересовать онлайн-магазины, главным образом, по трем причинам. 

- Во-первых, он упростит организацию доставки. Логистика в России крайне фрагментирована, а поскольку Яндекс будет выступать единственным исполнителем по всему процессу доставки, магазинам не придется иметь дело отдельно с каждой службой доставки (а это значит, меньше бумаг и расходов на заключение соглашений). Сервис также будет предоставлять расчет времени и стоимости доставки (в зависимости от выбранного способа получения), так что клиенты магазинов смогут выбирать в соответствии со своими предпочтениями. 

- Во-вторых, в случае повреждения товара во время доставки магазин будет работать с одним единственным исполнителем, который возьмет на себя ответственность - с Яндексом. 

- Наконец, магазины будут получать плату за товары на следующий день после их доставки вне зависимости от того, на каком этапе служба доставки переведет средства Яндексу. В результате, по оценкам компании, срок поступления денег за покупку в магазин (в среднем 14 дней в России, по данным Яндекса, на которые ссылается Интерфакс) сократится вдвое. 

Сервис будет бесплатным для онлайн-магазинов, и Яндекс планирует зарабатывать на дисконтах, которые он будет получать от служб доставки как крупный клиент. 

Наше мнение. Мы ожидали, что компания запустит агрегатор служб доставки, с тех пор, как она вложилась в Multiship в январе 2014 года. Мы считаем, что этот сервис будет интересен для небольших онлайн-магазинов, т. к. вопрос оборотного капитала и службы доставки "одного окна" является для них очень важным; это также должно способствовать более широкому распространению электронной коммерции в российских регионах. К тому же у Яндекса есть доступ к потенциальным клиентам сервиса (онлайн магазинам) через Яндекс.Маркет и сервис по размещению контекстной рекламы Яндекс.Директ, что должно помочь продвижению Яндекс.Доставки.

С запуском этого сервиса Яндекс расширяет свое присутствие на растущем рынке электронной коммерции в России, что мы считаем позитивным фактором. При этом риски для Яндекса от этого сервиса, на наш взгляд, невелики: т. к. Яндекс выступает в роли посредника, они практически сводятся к подбору достойных доверия партнеров среди служб доставки, а поскольку это крупные игроки на рынке логистики в России, эти риски минимальны. Возможно, запуск услуги повлечет за собой некоторое увеличение оборотного капитала (за счет быстрого перевода платежей за покупки онлайн-магазинам), но вряд ли это будет для Яндекса проблемой, если учесть его свободные денежные потоки и солидный объем денежных средств.