Почему цены на сырье могут быть дешевыми
Цены на сырьевые товары, будь то нефть, медь или даже какая-либо руда, порой падают до значений, где начинаются споры о себестоимости производства, и, соответственно, справедливости подобных цен. Но независимо от споров, цены на сырье могут упасть ниже цены себестоимости его добычи и по факту падают. При этом производители продолжают добывать себе в убыток, и будут добывать, как бы это парадоксально не звучало. Этот парадокс реален и имеет основания для существования.
По закону спроса и предложения, производители должны сократить убыточное производство, как только цена упадет ниже себестоимости добычи и тем более, должны перестать продавать его. Но такого не происходит. Дело не в том, что закон экономики не работает. Если копаться именно в теории экономики, то ничего странного в этом не будет.
Рынок предложения не имеет сиюмоментной эластичности, и поэтому не в состоянии быстро отреагировать на изменившуюся конъектуру рынка. Но не это самое главное. Главное в самой структуре расходов. Проще всего описать модель работы компании, на условных цифрах.
К примеру, есть сырье, пусть это будет нефть. Цена нефти равна 100 долларам за баррель. Компания делает расчет и решает добывать нефть на определенном месторождении. Общая себестоимость добычи барреля с налогами будет 60 долларов. Чтоб добыть нефть, компания должна построить инфраструктуру на месторождении, на что она тратит будущие 20 долларов в цене добытого барреля. Это расходы на основные средства, дороги, вышки оборудование, трубопровод. Далее, когда месторождение начинает работу, компания несет уже текущие затраты на добычу нефти в размере еще 20 долларов за баррель. Плюс к этому 20 долларов уходит на выплату налогов, остальные 40 долларов это прибыль. (Цифры условны)
Цена нефти опускается до уровня 50 долларов, это ниже себестоимости добычи, но компания продолжит добычу. Текущие затраты на добычу покрывают себя, так как они равны только 20 долларам. Убыток возникает по основным средствам и налогам. Налоги платятся, потому что никуда не деться, а вот в части основных средств возникает дилемма. Ведь деньги уже потрачены, и их не вернуть, остановка добычи ничего не поменяет, поэтому вся себестоимость по уже произведенным затратам станет убытком. Если же нефть продавать, то хотя бы 10 долларов из себестоимости возместятся. В итоге компания добывает дальше.
Далее если цена упадет до уровня 30 долларов, то опять же, это выше текущих затрат на добычу. Из-за себестоимости по основным фондам останавливать добычу нет смысла, поскольку любая цена выше 20 долларов, будет хоть что то, да отбивать. Но возникает другой вопрос: Налоги, которые платятся государству, равны 20 долларам, и вместе с текущими затратами, они уже превышают цену. Поэтому в случае сохранения старого уровня налогов, компания все же остановит добычу, поскольку не может себе позволить отрицательный денежный поток. И нефть при цене 30 долларов, со старыми налогами уже будет приносить убыток на каждый добытый баррель.
Но если компания прекратит добычу, то тогда государство вообще не получит никаких налогов, также государство потеряет рабочие места, загрузку смежных отраслей и экспортную выручку. Государство такой вариант тоже не устроит, поскольку все, что выше нуля, лучше нуля и для государства. Поэтому государство будет вынуждено пойти на уступки, и начнет сокращать налоговое бремя так, чтобы у компании не возникал отрицательный денежный поток и она продолжала добычу.
Поэтому у цен на сырье при добыче и реализации есть еще огромный ресурс для работы ниже изначальной общей себестоимости добычи. И добыча на уже разработанном месторождении не будет остановлена до момента, пока цена не опустится до себестоимости добычи по текущим затратам. Поэтому резкого спада добычи нефти не будет.
В текущий момент мы этот эффект и наблюдаем: несмотря на провал цены на нефть в два раза за последний год, общая мировая добыча не сильно сократилась. То же самое касается и остальных видов сырья.
Единственное что пострадает в этом случае, это инвестиции в основной капитал, то есть новые месторождения не будут осваиваться. В итоге сокращение добычи будет, потому что рано или поздно действующие месторождения будут истощатся, а взамен новые возведены не будут. Но это процесс не быстрый и может затянуться на годы.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20150722/815955340.html