Окончательного решения греческого кризиса так и не найдено, и, хотя парламент страны вчера вечером утвердил предложения, согласованные между премьер-министром Алексисом Ципрасом и официальными кредиторами, их политические и экономические последствия все равно будут велики. На наш взгляд, ситуация в Греции не грозила Европе очередным финансовым кризисом, аналогичным банкротству Lehman Brothers, поскольку большинство финансовых учреждений существенно сократили свои позиции в греческих активах. ЕЦБ благодаря своей программе количественного смягчения вполне готов защитить рынки в случае падения цен на облигации стран еврозоны.

Пока эта точка зрения в целом находит подтверждение, несмотря на периодические всплески волатильности рынка. Мы считаем, что греческий кризис несет, скорее, значительную политическую угрозу. С экономической точки зрения факт того, что держателями 90% греческого госдолга являются ЕС, ЕЦБ и МВФ, как говорит ряд обозревателей, не является позитивным фактором.

Как бы то ни было, третья программа финансовой помощи Греции в размере до 90 млрд евро – если ее завтра одобрит Бундестаг – лишь увеличит долговые обязательства перед налогоплательщиками стран ЕС, особенно Германии. Для Ангелы Меркель это может иметь неблагоприятные политические последствия, если немецкие избиратели выступят против очередного «спасения» Греции.

Использование средств Европейского механизма финансовой стабилизации на бридж-кредит для Греции, чтобы она смогла обслуживать долг в июле и августе, уже вызвало протесты в странах, не входящих в зону евро. Великобритания, в частности, полагала, что, исходя из политического договора, европейские и британские налогоплательщики не должны участвовать в спасении слабых членов еврозоны. Договор оказался непрочным и только подогревает в Великобритании антиевропейские настроения перед вероятным референдумом о выходе из ЕС, который может состояться в будущем году.

Известный политический обозреватель Амброз Эванс-Притчард отмечает, что европроект «потерял привлекательность в глазах левых сил после того, как еврочиновники в последние пять месяцев применяли в отношении Греции тактику выжженной земли».