Сегодня одно из ведущих деловых изданий опубликовало интервью с председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной. Она справедливо полагает, что для перезагрузки российской экономики нужны структурные реформы, а нынешний спад вызван не только санкциями и падением цен на нефть, но и накопившимися структурными проблемами. Банк России считает, что для успешной экономической модернизации России нужно создать длинные деньги и рынок капитала. Ну и, конечно, необходима хорошо капитализированная банковская система и финансовая система в целом.

Вместе с тем, в данных вопросах какие-либо шаги правительства и ЦБ в правильном направлении просто не заметны. Из слов госпожи Набиуллиной ясно, что идея международного финансового центра отложена в долгий ящик. Развитие рынка акций и облигаций не является приоритетом. Хотя ЦБ и полагает, что в пятилетней перспективе роль небанковского финансирования должна расти, выделяя проблему инсайда, как одну из основных для российского финансового рынка. Банк России отмечает, что даже сейчас, при снижении ставок, люди приносят деньги в банки. Но это вряд ли заслуга регулятора, который своим бездействием в конце прошлого года значительно подорвал доверие, как к банковской системе, так и к национальной валюте.

Восстановление цен на нефть и снятие санкций частично вернёт ситуацию нулевых. У нас появится фондовый рынок с капитализацией сопоставимой с ВВП, реальный сектор получит длинные деньги, а за курс рубля можно будет не волноваться. Вероятно, именно на данный сценарий и надеется либеральный блок правительства и руководство ЦБ. Их позиция проста – пересидеть трудное время. Но оно может затянуться на неопределенно длительный срок.

Без масштабных государственных инвестиций и ускоренной концентрации капитала в госбанках вряд ли можно вернуть Россию к экономическому росту. Важным фактором внутреннего спроса должна стать также ускоренная индексация низких зарплат госсектора и пенсий. Это также создаст дополнительный ресурс для депозитов в Сбербанке и других госбанках. Для поддержки курса рубля стоит вернуть обязательную продажу экспортной выручки в размере не менее 75%. Московская биржа могла бы также стать привлекательной площадкой для размещений акций компаний малой и средней капитализации. 

Экономическая политика Примакова и Маслюкова 1998-1999 гг. с поправкой на современную ситуацию более чем актуальна для российской экономики. Её бы смог реализовать Сергей Глазьев. Но это политическое, а не экономическое решение.