ЦБ не покупал валюту 5 июня, чтобы не усилить негативный эффект на рубль. Риски сокращения шага, с которым ЦБ снижает ключевую ставку, уже на этом заседании (15 июня) возросли.

Как сообщил представитель ЦБ, отказ от валютных операций в этот день был связан с повышением волатильности валютного рынка, когда покупки валюты ЦБ могли бы усилить негативное влияние на рубль. Уже в понедельник ЦБ снова купил 150 млн долл. Опция снижения покупок валюты в случае существенных изменений на валютном рынке известна и была указана в пресс-релизе о запуске таких операций.

Мы наблюдаем, что обесценение рубля происходит с опережением по отношению к цене на нефть, а значит, находится во многом под влиянием геополитических факторов, поэтому исключение воздействия валютных покупок ЦБ (пусть и небольших) в случае необходимости на этом фоне выглядит востребованным и оправданным с точки зрения ограничения рисков для разбалансировки валютного рынка.

Сам факт официального пояснения временной приостановки валютных операций, по сути, демонстрирует, что опасения ЦБ по поводу эффекта от воздействия его мер на рыночную ситуацию усилились, и регулятор реагирует на это оперативно. В связи с этим, мы не исключаем, что ЦБ теперь более осторожно будет подходить и к темпам снижения ключевой ставки, так как ее резкое сокращение (помимо других рисков) в текущих нестабильных условиях на валютном рынке может усилить падение курса, а значит, давление на цены. Это может стать дополнительным аргументом, чтобы сократить шаг, с которым ЦБ снижает ключевую ставку.

В связи с изменяющимися условиями (снижение цен на нефть, геополитические риски, новая риторика ЦБ) мы корректируем прогноз по ключевой ставке и не исключаем, что даже 100 б.п. ее снижения 15 июня теперь могут выглядеть избыточными с точки зрения ЦБ. В целом, сокращение темпов снижения ключевой ставки в новых реалиях, скорее, вопрос времени.