Аэрофлот опубликовал вчера операционные результаты за апрель и за 4М15. Данных по российскому рынку авиаперевозок еще нет. 

Пассажирооборот группы, главный показатель операционной динамики, увеличился на 8,3% в апреле по сравнению с апрелем прошлого года и на 9,7% за 4М15, что указывает на очередной сильный месяц. Коэффициент занятости пассажирских кресел снизился только на 40 б. п. до 74% с начала года с учетом снижения на 110 б. п. на внутренних рейсах. В то же время число перевезенных пассажиров выросло на 15,2% за 4М15 по сравнению с 4М14, т. е. годовая динамика не изменилась по сравнению с 1К15. 

Наше мнение. Хорошие результаты на внутренних маршрутах снова были главным фактором роста в целом по группе. Пассажирооборот на внутренних рейсах вырос на 28,2% в апреле по сравнению с уровнем годичной давности (24,6% в марте) и на 27,6% за 4М15 по сравнению с 4М14 (27,3% в 1К15 против 1К14), несмотря на эффект высокой базы сравнения из-за Олимпийских игр в Сочи в феврале - марте 2014 года. Хотя данные по рынку еще не опубликованы, мы не сомневаемся, что группе удалось захватить долю рынка у более слабых игроков, включая ведущих российских перевозчиков с высокой долговой нагрузкой, за счет увеличения мощности (предельный пассажирооборот на внутренних рейсах вырос на 40,7% в апреле и на 29,5% за 4М15 по сравнению с аналогичными периодами прошлого года). 

На международных рейсах группа отметила снижение в 3,6% в апреле в годовом выражении, что все равно должно быть существенно лучше результата по отрасли (падение на 20,2% в марте и на 18,9% за 1К15).

Мы связываем ухудшение динамики со значительной девальвацией рубля в 2014 году и со слабыми макроэкономическими показателями, из-за чего россияне вынужденно оставались на Родине, а отрасль, в свою очередь, была вынуждена сокращать мощности на международных рейсах. На этом фоне Аэрофлоту удалось удержать свои мощности (они сократились на 2,8% в апреле и на 0,4% за 4М15), забрав долю рынка в основном у крупнейших зарубежных перевозчиков с более высокой стоимостью билетов (т. к. их расходы полностью номинированы в твердых валютах, а у Аэрофлота - приблизительно на 50%), а также у чартерных перевозчиков, потерявших доверие клиентов после череды банкротств в прошлом году (туристы переключились на самостоятельное бронирование мест на регулярных рейсах).

Более того, ослабление рубля упрощает международный транзит через московские аэропорты. Соответственно, мы ожидаем дальнейшего увеличения доли Аэрофлота на рынке.