Согласно данным ФТС, после некоторой "передышки" падение импорта из стран дальнего зарубежья в апреле заметно ускорилось: с -35% до -42% г./г. (в стоимостном выражении). Возобновилось снижение импорта месяц к месяцу. Такое ухудшение контрастирует с наблюдаемой последнее время волной укрепления курса рубля - с начала марта он подорожал более чем на 25%. Причем, курс евро/рубль укрепился гораздо сильнее, чем доллар/рубль, что в условиях высокой доли европейских товаров в общем импорте должно было привести к восстановлению импорта.

Но в реальности, импорт, напротив, стал падать еще быстрее. На наш взгляд, это связано с тем, что импорт наконец начал реагировать на общее снижение платежеспособного спроса, и этот негативный эффект сильнее и продолжительнее, чем влияние курсовых изменений.

По своей структуре, из 42% падения импорта, основная часть приходится на сокращение закупок машин и оборудования (22 п.п.), на втором месте - падение импорта продовольствия (6 п.п.), на третьем - химической продукции (5 п.п.). Причем снижение импорта в последних двух категориях уже не ускоряется. Между тем, если сравнивать в отдельности показатели апреля и марта, то главной причиной дальнейшего ухудшения динамики импорта стало более глубокое падение закупок отдельных видов машин и оборудования. Так, в апреле ускорилось снижение импорта механического оборудования (-39% против -23%), электрооборудования (- 43% против -37%) и средств наземного транспорта (-59% против -54%), что, скорее всего, уже является отражением негативной динамики инвестиций в основной капитал.

Мы обращаем внимание и на более глубокое падение импорта ключевых непродовольственных товаров. Особенно заметно в апреле ускорение снижения импорта одежды и обуви (в среднем до -36% против -25% в марте), а также бытовой химии (до -40% против -17% в 1 кв.).

Новые данные полностью подтверждают наши предположения о том, что случившееся ухудшение инвестиционной активности и состояния рынка труда (падение реальных зарплат и рост безработицы) еще только будет сказываться на снижении импорта в ближайшие месяцы, а курсовых эффектов будет недостаточно, чтобы это влияние компенсировать (если только укрепление курса не усилится и не станет устойчивым, что маловероятно). Это должно означать как минимум сохранение таких же значительных темпов падения импорта в ближайшее время.

Негативная динамика импорта будет продолжать оказывать поддержку рублю, но одной ее недостаточно, чтобы приводить к устойчивому укреплению курса. Мы по-прежнему ожидаем разворота динамики курса рубля в сторону его ослабления на горизонте 6 месяцев.