Основной темой последних недель стало резкое укрепление рубля. Росту курса рубля, помимо стабилизации цен на нефть и снижения политических рисков, также способствовали операции carry trade. Разница между процентными ставками по валютным кредитам, предоставляемым Банком России, и рублевыми ставками на рынке МБК, в сочетании со снизившимся в марте – начале апреля риском ослабления рубля обеспечили приток средств в операции carry trade, одновременно подтолкнув рубль еще выше и сделав операции carry trade еще более привлекательными. Это повысило спрос на аукционах валютного РЕПО с ЦБ, особенно на более длинный срок: сейчас 67% валютных кредитов регулятора получены на аукционах РЕПО на 12 месяцев. Мы также считаем, что в январе–марте значительная часть средств, привлеченных в рамках аукционов РЕПО, была использована банками для погашения внешнего долга, в то время как с начала апреля активность операций carry trade резко возросла, и фактически вся валюта, полученная от Центробанка через аукционы РЕПО, оказалась на валютном рынке.

Это подтверждается статистикой внешнего долга и динамикой рубля с начала года: в 1 кв. 2015 г. объем погашений банками внешнего долга достиг 17,4 млрд долл., а валютные обязательства сектора сократились лишь на 8 млрд долл., то есть банки смогли рефинансировать оставшийся долг на внутреннем рынке. Это не может объясняться увеличением депозитов нефинансового сектора: в январе–марте объем корпоративных депозитов в валюте сократился, тогда как розничные депозиты фактически не изменились. Однако валютный долг перед ЦБ за этот период вырос на 8,8 млрд долл., что практически полностью совпало с потребностями банковского сектора в рефинансировании. С начала апреля долг в иностранной валюте перед ЦБ увеличился еще на 6,3 млрд долл., тогда как внешний долг, подлежащий погашению в этом месяце, довольно небольшой: банкам необходимо погасить лишь 1,8 млрд долл.

Еще одной иллюстрацией может служить укрепление, которое резко ускорилось именно в начале апреля: в феврале рубль прибавил по отношению к доллару 11%, в марте – еще 4%, тогда как за первую половину апреля рост курса рубля достиг 15%. Хотя чистая валютная позиция банковского сектора остается положительной и укрепление рубля должно негативно сказаться на прибыли банков, сильный рубль поддерживает капитал: несмотря на то что в феврале капитал банковского сектора сократился, коэффициент достаточности капитала вырос на 0,2 п.п., достигнув 12,2%. В марте достаточность капитала также может вырасти.

Быстрый рост валютного долга перед ЦБ может создать новые проблемы для банков

Мы уже отмечали, что банки стали очень активно привлекать валютные кредиты от регулятора, и к настоящему времени задолженность достигла 38 млрд долл. Банк России установил потолок поддержки, которую он готов оказать за счет кредитных инструментов, на уровне 50 млрд долл., и мы считаем, что регулятор не планирует повышать этот лимит. Если темпы аккумулирования валютного долга сохранятся, потолок будет достигнут очень скоро, и во 2 п/г 2015 г. банки в лучшем случае смогут рефинансировать погашаемый долг. При этом ЦБ повысил оценку внешнего долга, срок погашения которого наступает в нынешнем году, на 9 млрд долл. до 120 млрд долл., и основная доля платежей придется на конец года. В результате ближе к концу года спрос на иностранную валюту может вырасти, тогда как поддержка ЦБ будет исчерпана. Это может привести к новой волне ослабления рубля.