По данным Минфина, федеральный бюджет в 1 кв. 2015  г. был исполнен с дефицитом 4,9% ВВП. Напомним, что в законе о бюджете на 2015 г. заложен дефицит в 3,7%. Столь высокий показатель дефицита в первом квартале почти целиком объясняется ростом расходов на национальную оборону на 50% г./г., объем расходов в данной категории составил 47% от годового плана (за 1 кв. 2014 г.: 41% от плана). В результате рост расходов бюджета в 1 кв. 2015 г. оказался на уровне 27% г./г. Плановый показатель по росту расходов на весь 2015 г. составляет +2% г./г. Поэтому либо в последующие кварталы расходы бюджета начнут резко падать, либо Правительству придется пересматривать бюджет в сторону увеличения расходов.

Доходы бюджета в 1 кв. 2015 г. снизились на 2,5% г./г. (план на год: -13,5% г./г.): падение нефтегазовых доходов на 15% г./г. было почти полностью компенсировано ростом ненефтегазовых - на 12% г./г. Во многом такие хорошие результаты по доходам объясняются тем, что в 1 кв. 2015 г. стоимость нефти в рублевом выражении (курс  63 руб./долл.*цена на нефть 55 долл./барр.) была на 10% выше, чем заложено в бюджете (61,5 руб./долл.*50 долл./барр.). В результате недавнего укрепления рубля теперь этот показатель сравнялся с плановым (51 руб.* 60 долл.). Поэтому темпы падения доходов бюджета должны ускориться.

Кроме того, недавнее укрепление рубля на 10 руб. привело к уменьшению Резервного фонда (75 млрд долл.) в рублевом выражении  на 750 млрд руб. до 3,75 трлн руб. Из них 2,6 трлн руб. (в дополнение к уже изъятым 0,5 трлн руб.) планируется израсходовать в 2015 г. на финансирование дефицита. Таким образом, текущая динамика рубля с учетом непростой ситуации с расходами создает реальные риски для бюджета 2015 г. В 2016 г., если цена на нефть существенно не вырастет, проблема усугубится, т.к. Резервный фонд к тому времени будет близок к исчерпанию.

Поэтому при текущих ценах на нефть мы не видим причин для сохранения курса рубля ниже 55 руб. длительное время.