Экономисты различают "хорошую" и "плохую" дефляцию. Потребители приветствуют снижение цен, но только до тех пор, конечно, пока таковое не приводит к сокращению заработной платы. Иногда заработная плата оказывается весьма устойчивой – это известное явление, особенно распространенное в странах с высоким уровнем развития профсоюзов. Но в последние годы профсоюзное движение во многих ведущих экономиках мира свои позиции, в том числе переговорные, несколько растеряло. В США показатели прибыли и рентабельности корпоративного сектора в процентах к ВВП находятся на рекордно высоком уровне, что отражает смещение баланса сил от труда к капиталу. Заработная плата в стране утратила прежнюю устойчивость, снизившись как в номинальном, так и в реальном выражении.

Помимо этого, изменение структуры рынка труда под воздействием демографических тенденций привело к тому, что "белые воротнички", равно как и "синие воротнички" страдают от новых технологий и схем привлечения наемного персонала в виде глобального аутсорсинга. По иронии судьбы, от политики количественного смягчения выиграли преимущественно владельцы финансовых активов, но не рынок труда. Это породило несимметричный инфляционный эффект в том смысле, что заметно подорожали лишь финансовые активы. Рынок акций США находится на историческом максимуме, но цены на товары по-прежнему испытывают дефляционное давление. Некоторые обозреватели утверждают, что этому косвенно способствует количественное смягчение, поскольку снижение процентных ставок и стоимости заимствований уменьшает риск дефолта. Это, в свою очередь, стимулирует участников рынка к созданию избыточных мощностей и накоплению сверхнормативного долга, из-за чего впоследствии развиваются дефляционные тенденции. «Плохая» дефляция – это ситуация, в которой общее снижение цен в сочетании с ослаблением совокупного спроса приводит к экономической депрессии. Именно это произошло в 1930-х годах в США и совсем недавно в Японии. Немало аналитиков сейчас сказало бы, что еврозону, или, по меньшей мере, южный блок стран-должников, ждет подобная участь.

Дефляция, или снижение темпов инфляции, порождает еще один эффект – особенно в текущей ситуации, когда процентные ставки в крупных экономиках близки к нулю. Когда инфляция замедляется, как  сейчас, процентные ставки в реальном выражении растут, а это может ухудшить перспективы восстановления экономики. Понижение процентных ставок в Китае в конце прошлой недели было отчасти обусловлено ростом реальных процентных ставок.