Вчера Росстат опубликовал статистику по основным макроиндикаторам за январь. Новые данные подтверждают наши опасения. Падение ключевых показателей в январе не только продолжилось, но и значительно усилилось. Несмотря на то, что из-за длинных новогодних праздников результаты января принято считать непоказательными, на наш взгляд, текущая степень ухудшения их динамики уже может говорить о серьезных рисках падения ВВП.

Сокращение инвестиций в основной капитал в январе продолжилось и ускорилось более чем вдвое (с -2,4% до -6,3% г./г.). По предварительным данным, значительный вклад в ухудшение их динамики в последние месяцы вносит снижение инвестиционной активности в добыче полезных ископаемых, не связанных с ТЭК, в металлургии, капитальном строительстве и финансовом сегменте, в то время как инвестирование в пищевой и текстильной отрасли, секторах, которые могут выигрывать от падения курса рубля и запрета на импорт, существенно улучшились. Определенные признаки импортозамещения нельзя не отметить в производстве мяса и мясных изделий, сыров, а также в текстильном производстве, однако, нужно признать, что общие показатели пищевой и легкой промышленности в целом какого-либо выраженного улучшения еще не демонстрируют, а значит, степень импортозамещения остается очень умеренной. На этом фоне мы сохраняем наши ожидания по сокращению инвестиций в основной капитал в 2015 г. на 8%.

В январских данных особое внимание обращает на себя динамика потребления населения. Как мы и предполагали, после ажиотажного спроса в декабре, в январе покупательная активность резко спала. После рекордного всплеска в декабре до 5,3%, в январе оборот розничной торговли сократился на внушительные 4,4%. Это первое падение продаж, наблюдаемое с 2009 г. Произошло оно в основном из-за ожидаемого сокращения непродовольственных продаж (-3,5% г./г., впервые с 2009 г.), в то время как снижение продуктовых покупок продолжается уже 9 месяцев подряд, но в январе значительно ускорилось (до -5,5% г./г. после -0,4% в декабре 2014 г.). Безусловно, часть этого негативного эффекта объясняется паузой после декабря 2014 г. (тогда всплеск непродовольственных продаж достиг 10,5% г./г.), но, судя по динамике реальных доходов населения, которая также значительно ухудшилась, возможности для поддержания прежней потребительской активности в ближайшие месяцы не останется. В январе зафиксировано не только ожидаемое резкое снижение реальных заработных плат - на 8% (во многом в связи с ускорением инфляции), но и сокращение темпов роста номинальных доходов - до 5,8% г./г. после 6,9% в декабре 2014 г. Если добавить к этому продолжающийся рост инфляции, которая в 1П рискует подойти к 18-19%, риски дальнейшего ослабления курса рубля и замедление кредитования, то в ближайшее время стоит ожидать и более значительного снижения непродовольственных продаж. В целом, мы прогнозируем падение потребления населения в 2015 г. на 6%.

Если текущие тенденции продолжатся, то падение ВВП в 1 кв. 2015 г. может быть значительным (по нашим оценкам, ~3% г./г., если не более), а это рано или поздно возобновит дискуссию относительно необходимости снижения ключевой ставки ЦБ как одной из дополнительных мер по поддержке экономики. Мы придерживаемся позиции, что новое снижение ставки крайне нежелательно, поскольку создает предпосылки для более высокой и продолжительной инфляции, а это в конечном итоге приведет к более серьезным последствиям для экономики, тогда как позитивный эффект от снижения ставки в текущих условиях неоднозначен.