Вчера было два знаменательных момента. Первый – это заявления Э.Набиуллиной относительно условий смягчения центробанком своей политики. Принимая во внимание, что до заседания Совета директоров ЦБ РФ осталось чуть больше недели, такие дополнительные прояснения позиции выглядят необычно. Хотя вкупе с появившимися слухами о снижении процентной ставки на 2-3 п.п. и усилившихся на этом фоне опасений дальнейшего ослабления курса национальной валюты, подобные словесные интервенции, наверное, были не лишними. Глава Банка России подтвердила, что при принятии решения по ставке регулятор будет ориентироваться на инфляционные ожидания. Пока они высоки, говорить о понижении ставки вряд ли возможно. Собственно, сейчас именно такая ситуация. Более того, вряд ли она принципиально изменится и к середине марта, когда будет следующее заседание ЦБ. Если только Банк России не примет на себя смелость действовать на опережение, то высокие ставки – это как минимум ещё на квартал. 

Собственно, последний тезис подтверждает и второе событие, произошедшее вчера. На долговой рынок вышел Минфин, предложив выпуск коротких ОФЗ на 5 млрд руб. В конце прошлого года государство воздерживалось от привлечения средств на рынке, отказываясь платить свыше 10+ процентов годовых. Теперь же Минфин размещает бумаги под 15% годовых. Конечно, это лишь тестирование рынка, но оно отображает постепенную адаптацию участников рынка к новым условиям. Кроме того, это может свидетельствовать о повышении среднесрочных прогнозов по инфляции. 

Сегодня всё внимание на заседание ЕЦБ и ожидаемое  объявление о запуске программы выкупа гособлигаций. Bloomberg вчера распространил те предложения, которые вынесены на совет управляющих ЕЦБ – это покупка гособлигаций в объёме 50 млрд евро в месяц до конца 2016 г. Начало программы – не ранее марта 2015. Таким образом совокупный объём вливаний оценивается в 1.1 трлн евро. Это вдвое больше цифры, которую якобы обсуждал ЕЦБ в начале января  - 500 млрд евро. И это означает большую слабость единой европейской валюты.