Правительство: в процессе подготовки антикризисного плана
В среду, 21 января, правительство планирует предложить на рассмотрение антикризисный план, необходимый в текущих условиях для смягчения шока в экономике от падения цен на нефть и ослабления рубля. Предварительно приоритет в программе отдан социальным расходам в целях компенсации малозащищенным слоям населения ускорения инфляции в 2014 году по сравнению с ожидаемым показателем. По подсчетам Минтруда, для этого, а также в целях борьбы с безработицей, может потребоваться до 779 млрд руб. Эта сумма включает в себя средства для увеличения трансфера в Пенсионный Фонд в феврале и августе, на которые запланирована индексация пенсий.
Помимо дисбалансов внебюджетных фондов потенциальное расширение – из-за падения доходной базы и сохраняющихся социальных обязательств – дефицитов бюджетов может стать неразрешимой проблемой в условиях "запретительных" процентных ставок и ограниченности ресурсов на внутреннем кредитном рынке. В этой связи для поддержания региональных властей предложено увеличить лимит кредитования из федерального бюджета в региональные до 250 млрд руб. В совокупности с расходами на социальную сферу увеличение лимитов предоставления бюджетных кредитов потребует более объемного использования средств Резервного Фонда. Мы полагаем, даже с учетом сокращения наиболее "гибких" расходов дефицит консолидированного бюджета может достичь 3.6% ВВП уже в 2015 году, основная часть которых (а это порядка 2.8 трлн руб.) неизбежно будет привлечена из Резервного Фонда.
В реальном секторе ключевыми пунктами программы могут стать расширение программы государственных гарантий на 300 млрд руб., а также пятилетние (достаточно длинные для локального кредитного рынка) кредиты от ВЭБа резидентам свободных экономических зон по льготным ставкам. В целом, участники предварительного заседания пришли к единому мнению о необходимости субсидирования кредитных ставок как минимум до уровня 10%. Как известно, предложенная программа докапитализации банковского сектора на 1 трлн руб. будет обременена обязательным условием наращивания кредитования в приоритетных отраслях. Мы полагаем, "принудительные" меры не смогут оказать заметного положительного эффекта на деловую активность, поэтому этот механизм может стать рабочим лишь в условиях смягчения ДКП. Однако даже в условиях скорого разворота процентного цикла, ключевую ставку вряд ли удастся снизить до уровня в 10% до конца года. В этой связи, стимулирующим буфером станет расширение программ субсидирования кредитования на пополнение оборотного капитала.
В целом, мы оцениваем предлагаемые инициативы нейтрально – бюджетный ресурс госрасходов ограничен, а уклон расходов в социальную сферу не обязательно приведет к росту потребления (лишь к смягчению падения) и мультипликативному эффекту на всю экономику. Напротив, будут сохранены риски для инфляции (со стороны слабого рубля и высоких процентных ставок), сдерживание которой через ограничение издержек госмонополий стоит сделать как минимум вторым приоритетом антикризисных мер.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20150120/800523916.html