Росавиа, российский авиационный регулятор, опубликовала данные по пассажироперевозкам российских авиалиний за 11 мес. 2014 г. Пассажирооборот по итогам 11 мес. вырос на 7,8% (здесь и далее – год к году) и составил 224,8 млрд пкм, а в ноябре – на 2,4% - до 17,5 млрд пкм. Пассажиропоток увеличился на 10,5% - до 86,9 млн пассажиров за 11 мес. и на 2,3% - до 6,4 млн в ноябре. Коэффициент занятости пассажирских кресел в отрасли в ноябре сократился на 1 п.п. - до 74,9%. Пассажирооборот на международных маршрутах сократился на 1,1%, а количество перевезенных пассажиров – на 5,3% - до 3,0 млн в ноябре. В отличие от предыдущих лет, рост пассажирооборота в основном обеспечили внутренние направления (доля которых в совокупном пассажирообороте российских авиалиний составила 37%). В частности, динамика пассажироперевозок на внутренних маршрутах связана с ростом трафика в направлении Крыма.

Ослабление макроэкономической конъюнктуры и потребительского спроса негативно сказываются на динамике пассажиропотока. Ограниченные возможности авиакомпаний переложить возросшие расходы на пассажиров в условиях снижения покупательной способности населения создают давление на финансовые показатели, тогда как, по сообщениям СМИ, Трансаэро и Ютэйр, второй и третий по величине российские авиаперевозчики, уже попросили о господдержке.

Агрессивная стратегия увеличения мощностей, которой придерживались многие отечественные авиакомпании, привела к чрезмерному росту долговой нагрузки, а обесценение рубля продолжит оказывать давление как на динамику пассажирооборота, так и на доходные ставки на пассажироперевозки. Мы сохраняем осторожный взгляд на перспективы сектора.