Решение ОПЕК не снижать объемы добычи нефти и оставить квоты без изменений на уровне в 30 млн баррелей в сутки, конечно, вызвало бурю эмоций на всех рынках без исключения – от фондовых до валютных, причем не только в России, но и на рынках других развивающихся стран, в том числе и БРИКС. Понятно, что в данном случае можно руководствоваться принципом "бояре дерутся – с холопов шапки летят", где в роли бояр выступают США и ОПЕК, прежде всего, в лице Саудовской Аравии, которая "продавила" свое решение не менять объем добываемой нефти, а в роли холопа – российская экономика, поскольку именно здесь и сейчас проявляется ее сильнейшая сырьевая зависимость. Если бы не она, возможно, что такого мощного снижения курса рубля инвесторы вчера вечером и сегодня утром не наблюдали бы. 

Каковы дальнейшие варианты поведения картеля? Очевидно, что основной задачей крупнейших нефтедобывающих стран мира продолжает оставаться желание заморозить все проекты США по добыче и разработке сланцевого газа, ибо углеводородный передел мировых рынков пока в планы картеля не входит. Поскольку картель уже достаточно давно жестко не соблюдает правила квот и несколько лет подряд добывает почти на 1 млн баррелей в сутки положенного объема, то объем реальной добычи существенно отличается от квотируемого. Это значит, что фактически картель может сократить эту часть реальной добычи на необходимый уровень, но на мировых ценах это никак не отразится. Вообщем, некий запас прочности у ОПЕК, чтобы установить цену в диапазоне $60-70 за баррель в течение нескольких месяцев, имеется; важно только не дать большой повод для радости спекулянтам. Для справки – российский бюджет на 2015-2017 годы сверстан, исходя из уровня в $97 за баррель, а при самом депрессивном сценарии – исходя из $80 за баррель. Видим, насколько эти ориентиры сегодня далеки от реальных ценовых уровней.

Дальнейшее снижение цен на нефть возможно вкупе с ослаблением рубля, но думается, что выше уровня в 50 пара рубль/доллар не уйдет благодаря стараниям ЦБ, который теперь не предупреждает об объемах интервенций и периодах их проведения. Рост волатильности в такой ситуации, конечно, неизбежен, но это российская данность.

С технической точки зрения следующий уровень поддержки для нефтяных цен по марке Brent стоит около $70 за баррель, пробитие которого вниз будет означать уход до $60-65.