Итак, курс рубля продолжает снижаться. Если в пятницу ЦБ РФ потратил на интервенции 2.7 млрд долл., то в понедельник 2.44 млрд долл., во вторник 2,49 млрд долл. Доллар-рубль вырастал в среду до 42.79. Это при том, что цена нефти поднялась в среду до 87 долл. за баррель марки Brent. Еще немного – и цена вырвется вверх из коридора, в котором находилась на минимуме в последние две недели и уйдет в диапазон 90-95 долл. за баррель.

Соответственно, со стороны цен на нефть поведение рубля совершенно необъяснимо. Возможно, дело в геополитике. Евросоюз на этой неделе перенес вопрос о смягчении санкций против России на март следующего года. Впрочем, вряд ли это было сюрпризом (позже было заявлено, что признание Москвой выборов в ДНР и ЛНР может повлечь новые санкции). При этом можно отметить, что российский фондовый рынок чувствует себя прекрасно, индекс ММВБ в моменте находится на уровне 1425, немного выше середины диапазона колебаний последних лет. Чувствительного падения на долговом рынке России также не наблюдается.

Спрос на валюту имеет место со стороны российских компаний, которые должны погашать платежи по кредитам перед Западом. По расчетам аналитиков, российским компаниям до конца 2015 года необходимо погасить 106,7 млрд долл. долга перед западными кредиторами. Размер задолженности российских компаний, против которых были введены санкции Запада, которую надо погасить до конца 2015, оценивается в 84 млрд долл. Санкции перекрыли возможность этим российским компаниям рефинансировать свои долги на традиционных западных площадках (в качестве альтернативы есть, правда, еще и азиатские финансовые рынки).

Отпустив курс рубля в свободное плавание в августе Центробанк РФ фактически спровоцировал такую рыночную ситуацию, когда компании вынуждены покупать валюту по любым ценам, чтобы расплатиться за задолженность. Причем покупают валюту компании по максимальным ценам чуть ли фактически не у одного только Центробанка – валютный рынок сейчас донельзя тонкий и кроме ЦБ РФ, который производит свои действия в рамках интервенций, продавцов долларов на рынке практически нет – никто не торопится в создавшейся ситуации расставаться с валютой. Хотя в банковской системе валюта есть – по состоянию на 1 сентября в банковской системе РФ было валюты на 10.3 трлн рублей, что по курсу 37.30 на тот момент эквивалентно 278,5 млрд долл.

На рынке возникла ситуация, подобно той, что была в разгар кризиса на фондовом рынке – когда компании торговались по ценам, значительно ниже стоимости собственного капитала, однако тогда на рынке не было денег, и тот, кому они были нужны, продавал их по любым ценам. Сейчас на рублевом рынке видимо отчасти такая же ситуация – долларами запасаются по любым ценам. И, очевидно, что именно переход ЦБ РФ к политике свободного курсообразования создал эту ситуацию. Если бы ЦБ РФ продолжал прежнюю политику, взятую после 1 марта, при которой для сдвига бивалютной корзины нужно было пройти 1.5 млрд долл. интервенций, то такого явного тренда на падение рубля бы не возникло, не возникло бы панических настроений. А так получается, ЦБ РФ просто дает возможность заработать спекулянтам, которые играют против рубля. 

Впрочем, хотя бы ЦБ РФ объявил о старте аукционов по валютным репо (первый пройдет как раз сегодня). Компаниям не придется покупать валюту, они просто смогут брать ее под залог ценных бумаг. Первый аукцион от 29 октября по валютному репо, скорее всего, будет тестовым, и какие-то выводы из него готовиться делать нет смысла. В силу того, что сам механизм появился буквально на днях, банки в своей массе, скорее всего, не успеют решить организационные вопросы и подписать дополнительные соглашения с ЦБ РФ для проведения этих сделок. Плюс сюда накладываются вовсю идущие процессы переименований акционерных обществ (например, из ЗАО в ПАО). В целом, однако, инструмент будет очевидно востребованным и должен будет оказать воздействие на курс рубля в сторону стабилизации.