"Газпром" впервые признал, что готов отказаться от своего долгосрочного подхода по покупке сбытовых активов на европейском рынке. "По-видимому, сейчас рынок Европы не является рынком потребителя, и отсюда вопрос - надо ли создавать цепочки от добычи до сбыта на этом рынке",- сказал вчера глава компании Алексей Миллер. Он добавил, что "это не значит, что "Газпром" откажется от каких-то проектов, но они претерпят определенные изменения". Господин Миллер также повторил свой прежний тезис о том, что Европа проиграла Азии конкуренцию за сжиженный газ, стратегия ЕС по диверсификации поставок "провалилась, а значит, хабы не наполнились ликвидностью". По его мнению, "грядет новое ценообразование на газ, и это ценообразование может потеснить европейские хабы".

Заявление Миллера в первую очередь адресовано Wintershall, за счет обмена активами с которой Газпром намеревался получить доступ на сбытовой рынок Европы. BASF, владелец Wintershall, заморозила сделку после введения санкций, сославшись на ухудшение юридических условий. Газпром идет уже проторенной дорогой, апеллируя к тому, что «виноград кислый», и монополия прекрасно проживет без этой сделки. Судя по всему, в Газпроме ожидают, что это подстегнет европейскую сторону к более активному сотрудничеству. После заявления Миллера переговоры с BASF продолжились, но результаты пока не ясны, в первую очередь по срокам реализации сделки.

Мы оцениваем заявление главы компании нейтрально. При желании в нем можно подчерпнуть негативную оценку принимаемых в Европе инициатив, направленных на снижение зависимости от поставок Газпрома: эти усилия не приводят к желаемому результату и только увеличивают бремя потребителя. Но в целом остается впечатление, что Газпром по-прежнему заинтересован в экспансии в различные сегменты европейского рынка, и в новых условиях стороны вынуждены идти на компромиссы и пересматривать планы.