Многие задают себе вопрос, куда же подевалась инфляция в мире и почему при печатном станке, ее нет. Все дело в том, что в экономике есть два понятия - совокупный спрос и совокупное предложение. Именно они и являются определяющими при формировании инфляции.

Сейчас мировая экономика проходит период, когда совокупное предложение значительно превосходит совокупный спрос. И проблемы в мировой экономике - это результат недостатка совокупного спроса. В совокупном спросе важную роль играет кредит. Когда кредитование растет, растет и спрос. Но мир с 2008 года находится в фазе возврата долгов, когда обременений по кредитам больше, чем этих кредитов выдается.

Причина текущего кризиса в том, что в нулевых годах, чтобы подстегнуть спрос, в западных странах непомерно увеличили кредитование. Вслед за кредитованием, естественно, росли и обременения по старым займам. В итоге в 2007-08 годах, когда кредитование притормозило свой рост, обременения банально догнали и перегнали объем выдаваемых кредитов, в результате совокупный спрос вместо роста угодил долговую яму, где находится уже почти 8 лет.

Восемь лет экономики Запада безнаказанно печатают деньги, и при этом инфляция не появляется. Но все меняется, и мир (а точнее США) сейчас на пороге циклического изменения. Очень важно, что с началом текущего 2014 года в США помаленьку начался рост кредитного портфеля у банков, то есть кредитование в США помаленьку стало просыпаться. Это хорошо для экономики, именно этого и хотели добиться в ФРС. Впрочем, сам Федрезерв с своим печатным станком к этому имеет посредственное отношение. Главная причина роста кредитование - это то, что с началом этого года начался меняться цикл.

Кредиты бывают разные - длинные на 20 лет, на 15 лет и короткие на 3 или 5 лет. Одни отдавать дольше, другие - быстрее. Соответственно, и обременения по кредитам не могут быть вечными - когда-то все выданные кредиты все же будут отданы или списаны.

Для экономики в целом важно среднее значение, которое равно примерно 8 годам. То есть по прошествии 8 лет основная масса кредитов, которые были выданы до 2008 года, уже закончится. А после 2008 года кредитов, как мы знаем, выдавалось мало, ввиду этого по прошествии восьмилетнего цикла закономерно начнут сокращаться и обременения по долгам. Другими словами, долги перестанут давить на совокупный спрос. Признаки сдвига в кредитном цикле уже наблюдаются -продажи, например, автомобилей в США стали расти.

Но не все так хорошо, как кажется. То, что обременения начнут падать, даст дорогу новым кредитам, спрос начнет выходить из долговой ямы. Как следствие вместе с ростом спроса начнет появляться и инфляция.

Дефляционные процессы закончатся, и регуляторы на Западе уже не смогут безнаказанно печатать деньги, так как это будет вести к росту цен. Поэтому ФРС сейчас и начинает разговоры о повышении основной ставки.

Начало 2015 года будет уже в новой фазе для мировой экономики, и для ФРС откроются новые реалии, при которых ей придется решать вопрос о том, как им изъять ликвидность, которую они запустили на рынки в кризисный период.

Проблема в том, что повышение ставки не сможет помочь, а точнее - ставка вообще никак не повлияет на уровень долларовой ликвидности, поскольку большая часть долларов была выпущена по программам QE. Если ФРС не сможет изъять избыток долларов из системы, то инфляция будет только разгоняться, имея в базисе более чем 4 трлн. долларов на балансе ФРС.

Изъять доллары, выпущенные по QE, ФРС может только за счет продажи активов, которые на них были куплены. Но чтобы продать активы, нужно найти покупателя. А желающих купить долг США в необходимом объеме на планете земля нет.

В итоге инфляция в новых условиях в новой фазе экономики будет безнаказанно разгоняться почти при полном бессилии ФРС.

Рост кредитования, который должен реанимировать экономку, сначала станет теплым согревающим душем после холодной дефляции, но далее этот душ будет превращаться во все обжигающий кипяток, который невозможно будет выключить.