Вчера до вечера Россия и Украина должны были направить Еврокомиссии отзывы на проект договоренностей по газу на ближайшие полгода, обнародованных в пятницу в Берлине. Их суть в том, что «Газпром» обязуется поставить на Украину минимум 5 млрд кубометров газа по временной цене $385 за тысячу кубометров на условиях предоплаты, а Киев погасит $3,1 млрд долга перед монополией. Министр энергетики РФ Александр Новак вчера заявил, что Москва «практически готова» выполнить договоренности и «все зависит от украинской стороны». Украинское Минэнерго опубликовало три претензии: Киев не устраивает, что снижение цены будет проведено через отмену экспортной пошлины, а не через изменение контракта; также Украина настаивает на изменении условий поставок газа (в том числе take-or-pay) и транзита. Украина также хочет включить в итоговый меморандум по решению газового вопроса пункт, который бы обязывал «Газпром» в будущем пересмотреть цену по основному контракту на поставку газа.

Между тем, так и остается нерешенным вопрос общей суммы долга Украины. С точки зрения «Газпрома», $3,1 млрд - лишь частичный платеж в счет общего долга $5,3 млрд (если считать поставки в апреле-июне по $385 за тысячу кубометров, то долг составит $4,5 млрд), тогда как Украина предпочитает считать весь долг (в том числе поставки в ноябре-декабре 2013 года) по цене $268 за тысячу кубометров, и тогда сумма $3,1 млрд покрывает его полностью. Еврокомиссия выступает на стороне Киева, хотя и называет цену $268 за тысячу кубометров «временной», поскольку она может быть пересмотрена в зависимости от решения арбитража.

На мой взгляд, на практике дело сводится к тому, что у Украины есть полученные от МВФ $3,1 млрд на спецсчете и «Газпром» хочет получить хотя бы эти деньги. Киев планирует сначала внести предоплату за газ в размере $1,9 млрд, а затем погасить долг тремя траншами до конца года. Но в «Газпроме» опасаются, что деньги в итоге уйдут на предоплату, Украина получит газ и снова затянет погашение долга. Поэтому монополия требует, чтобы Киев сначала заплатил $2 млрд долга и только затем получил возможность внести предоплату за газ. В начале июня расклад сил был примерно тем же - вплоть до совпадения позиций Москвы и Брюсселя, но договориться так и не удалось. Стороны по-прежнему придерживаются различной риторики и отстаивают свое видение достигнутой договоренности, в результате переговоры с Украиной по газу могут затянуться. И хотя, фактически, единственная из трех сторон (включая ЕС), которая может это себе позволить, - это Газпром, камнем преткновения может оказаться именно позиция украинской стороны.

Я считаю, что ключевая проблема сейчас в том, что у украинских переговорщиков налицо явный конфликт интересов. На Украине активно идет предвыборная кампания, и для ключевых чиновников, под которыми стулья шатались с самого начала, исход выборов представляется, видимо, более важным, нежели исход газовых переговоров. Поэтому Минэнергетики и премьер-министр могут себе позволить, казалось бы, самоубийственные заявления, которые могут привести к социально-экономической катастрофе через несколько месяцев, если договоренности по газу так и не будет. В рамках предвыборной риторики и той атмосферы, которая царит на Украине, подобные заявления оказываются совершенно логичными.

Если на этой неделе дальнейших шагов в переговорном процессе не последует, это может стать поводом для разочарования инвесторов. Тем не менее, мы ожидаем, что здравый смысл все же возымеет верх, и сторонам удастся прийти к соглашению. Так или иначе, любая договоренность будет позитивно воспринята рынком в бумагах Газпрома, так как компания сможет, как минимум, списать часть долга и распустить резервы, а также начать поставки на Украину по довольно привлекательным ценам. В другой стороны, в текущих условиях, переговорная позиция Газпрома, безусловно, самая сильная, и монополия постарается извлечь из этого максимум выгоды.