Европа после двух лет метаний все же запустила QE. Стоит вспомнить, что глава ЕЦБ Марио Драги заявлял о своей готовности включить станок еще в начале сентября 2012 года. Все, что для этого требовалось, - это мандат, которого у ЕЦБ не было.

Стоит вспомнить, что тогда, осенью 2012 года, речь шла о потенциальной скупке со стороны ЕЦБ облигаций проблемных стран, о создании единых еврооблигаций, которые бы мог покупать ЕЦБ, а еще о том, пойдет ли Германия на объединение долгов.

Сейчас ЕЦБ объявил о скупке облигаций, которые имеют обеспечение активами. Это достаточно существенно отличается от того, что было в 2012 году, потому что в 2012 году речь шла о покупке проблемных долгов, а не о покупке и так надежных бумаг.

Тогда главной проблемой было то, что ЕЦБ не мог напрямую скупать проблемные активы, поскольку это бы нарушало принцип равенства между участниками Еврозоны. ЕЦБ не имел полномочий для того, чтобы решить, можно ли покупать, например, облигации Португалии и не покупать облигации Нидерландов. ЕЦБ был не вправе стимулировать кого-либо, поскольку с другой стороны это бы привело бы к дискриминации остальных. Этот вопрос могли бы решить только политики.

Все два года ЕЦБ постоянно выражал готовность начать дальнейшее стимулирование экономики. Драги почти на каждом заседании и почти при каждом интервью заявлял о том, что ЕЦБ готов действовать, подразумевая, что политики должны все же решить эту проблему и наделить ЕЦБ мандатом на действия. Но политики все два года по этому вопросу молчат.

К текущему моменту вопрос о введении единых еврооблигаций уже даже не обсуждается. То есть за два года политики фактически полностью проигнорировали Драги.

Запуск QE не есть результат того, что ЕЦБ получил на это мандат. Нынешний европейский QE - это результат отчаяния, изворотливости ЕЦБ в тех рамках полномочий, что у него есть.

Ранее ЕЦБ пытался, не имея мандата, смягчить свою политику путем нестандартного снижения ставок. К примеру, ставка по депозитам ныне уже отрицательная. Если бы у ЕЦБ был мандат на полноценное QE, то к таким методам смягчения политики Драги бы не пришлось прибегать.

Объявленный вчера QE существенно отличается от того, что обсуждали в 2012 году. Нынешняя программа скупки облигаций - это не совсем полноценная программа количественного смягчения.

ЕЦБ будет скупать такие бумаги, которые и без покупок центрального банка являются достаточно надежными, а вовсе не те облигации, которым действительно нужна поддержка.

Нынешний QE в Европе - это помощь здоровым, а не больным, и в этом плане его действенность под большим вопросом.