Европа признала, что не может без российского газа. Но уже поздно
МОСКВА, 18 июл — ПРАЙМ, Екатерина Акопова. Несмотря на почти 45-процентный рост поставок СПГ из США, Европа продолжает получать его из России. Почему отказаться от российского газа оказалось труднее, чем надеялись в Брюсселе — в материале "Прайм".
Неподвластен санкциям
Тему невозможности — по крайней мере, сейчас — уйти от поставок газа из России затронуло французское издание Ouest-France. Спустя полтора года с момента начала украинского конфликта Европа смогла лишь разнообразить поставки, но полного отказа так и не произошло.
По крайней мере, несколько стран-членов Евросоюза, в том числе, Венгрия и Австрия, отказались поддерживать введенные Брюсселем ограничения. У этих стран и выбора-то особого не было, поскольку они зависят от российской трубы более чем на 70 процентов. Для них в европейских санкциях были сделаны исключения.
Однако сжиженный газ не попал под санкции — к единому мнению на этот счет ЕС так и не пришел. А поскольку ограничительных мер нет, нет и запрета. Неудивительно, что в мае этого года поставки СПГ в Европу впервые в истории превысили объем поставок трубопроводного газа.
Основной объем экспорта, бесспорно, пришелся на США — по разным данным, порядка 70 процентов. Но, по оценкам аналитиков брюссельской исследовательской организации Bruegel, на втором месте именно Россия, пусть и со значительным отставанием от лидера. На российский СПГ приходилось 16 процентов всего европейского импорта этого вида топлива. Доля прочих экспортеров на европейском рынке этого сырья минимальна.
Куда идет российский газ
Теперь посмотрим, сколько сжиженного газа физически может поставлять Россия. Ежегодный объем производства — 33,3 миллионов тонн. В 2022 году, при общем сокращении экспорта трубопроводного газа, поставки СПГ из России выросли — по данным Reuters, на 37 процентов. В основном они идут с принадлежащего "Новатэку" завода "Ямал СПГ" и балтийского комплекса "Портовая".
Европе досталось не так уж много. В Бельгию было направлено 2,1 миллиона тонн, в Испанию — 3,8 миллиона тонн, во Францию — 5,4 миллиона тонн, в Нидерланды — 1,8 миллиона тонн. В первом квартале этого года поставки превысили 4,1 миллионов тонн, из которых Испания импортировала 1,2 миллиона тонн — по цене значительно ниже рыночной. Она стала вторым по величине покупателем российского СПГ в Европе после Бельгии, которая импортировала 1,51 миллионов тонн, подсчитали в S&P.
Еще остаются дружественные страны — туда Россия поставляет максимум 85,5 миллиардов кубов газа в год, как в виде СПГ, так и трубопроводным путем. Азиатские экономики активно наращивают поставки из разных частей света. Так, китайские компании при поддержке государственных структур активно скупают сырье про запас. Излишки после покрытия потребностей внутреннего рынка перепродаются по более высокой цене.
Климат нам на руку
Однако китайский фактор может сыграть и против газовых интересов Европы. Если сейчас, по оценке многих экспертов, их экономика восстанавливается после пандемии медленнее, чем ожидалось, то ближе к концу года она может разогнаться. Тогда потребности Китая в газе вырастут, и российских трубопроводных поставок хватать перестанет. Пекин начнет активно скупать СПГ у других стран, и цена на него вырастет.
Европейские страны накопили неплохие запасы газа в своих подземных хранилищах, однако на прохождение зимы этого не хватит. "Мягкая зима сезона 2022/2023 года позволила Европе несколько "расслабиться" на предмет заполняемости газохранилищ и снизить спрос", — пояснил доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко.
Однако климатические риски никто не отменял — ведь вероятность повторения такой же теплой зимы сработает в режиме 50/50. Если зима 2023-2024 окажется холодной, Европе придется скупать газ по завышенной цене, соревнуясь с Китаем.
Вероятность срабатывания экономического фактора и вовсе превышает 50 процентов, считает Чередниченко. "Выход китайской экономики из череды ограничений очевидно увеличит спрос на энергоносители и, как следствие, цены на них", — полагает он. И от того, насколько сильно сработают оба вышеуказанных фактора, будет зависеть обеспечение Европы жизненно важным продуктом.
Вероятность того, что в ближайшее время Европа для, как минимум, частичного нивелирования рисков, начнет изыскивать возможность наращивания закупок российского газа очень высокая. Сейчас ЕС фактически получает тот же российский газ, только меньше, в другой упаковке и дороже. Полностью заместить выпадающие трубопроводные объемы СПГ пока не получается.
Конечно, такие планы есть: правительство поставило производителям задачу к 2030 году нарастить мощности и довести экспорт СПГ минимум до 100 миллионов тонн в год. Создаются все необходимые условия для замены выпадающего экспортного потенциала трубопроводного газа. Однако утроить выпуск за год невозможно физически. Кроме того, уже заключатся контракты с Азией на определенные объемы. Поэтому Европе придется или договариваться о возобновлении трубопроводных поставок, или всерьез возвращаться к печному отоплению.
https://1prime.ru/exclusive/20230718/841106092.html