ШОС бросает вызов. Как Евразия намерена обыграть "коллективный Запад"
МОСКВА, 16 сентября — ПРАЙМ. Саммит ШОС, прошедший в узбекском Самарканде, наглядно показал — "большая Евразия" уверено движется по пути экономической интеграции и создает новые логистические коридоры, которые перекроят все транспортные потоки континента. Запад, стремящийся любыми судьбами удержать контроль над Азией путем санкций и агрессии, безнадежно опоздал к "шапочному разбору" и остался за бортом.
ЯДРО ЕВРАЗИИ
В ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедшего 15-16 сентября в узбекском Самарканде, страны-участники подписали декларацию, закрепившую соглашения, достигнутые в ходе этого важного многостороннего мероприятия. Они, прежде всего, касаются сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Но немалая — если не основная — доля соглашений, которые заключались в двустороннем порядке или пока только обсуждались — касаются экономического сотрудничества.
Саммит только завершился, но уже можно подвести его главный неформальный итог — явное стремление стран организации, представляющей собой по сути ядро Евразии, к дальнейшему усилению интеграции и расширению за счет приема новых участников — сейчас в организацию вступает Иран, на очереди Белоруссии. На рабочем столе лидеров государств-членов находится не менее 10 заявок от других стран, представляющих широкий географический спектр — от Восточной Европы до Арабского Востока.
Огромный и многогранный азиатский регион играет все более мощную роль в мировой экономике и международной торговле.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МЕСТО СТРАН ШОС* В МИРЕ
По расчетам РИА Рейтинг и агентства "Прайм" (используя данные ВБ, МВФ и British Petroleum):
- ВВП стран ШОС в 2021 году составил 23,5 трлн долларов;
- В 2021 году по сравнению с 2020 годом ВВП стран ШОС увеличился на 7,8% против 5,8% роста мирового ВВП;
- Доля в мировом ВВП стран ШОС в 2021 году составила 24,5%. Для сравнения в 2016 году доля стран, которые в настоящее время входят в ШОС, в мировом ВВП составляла 20,7%;
По данным Международного валютного фонда, за 2021 год по паритету покупательной способности, ВВП стран, входящих на сегодня в ШОС, составляет 31,2 процента ВВП мира. Эта доля выросла в 1,8 раза с момента создания организации в 2001 году.
- В 2020 году страны ШОС получили 27% мировых прямых чистых иностранных инвестиций (foreign direct investment net inflows). В 2015 году — 11,2%;
- Доля в мировом экспорте стран ШОС в 2021 году — 17,6%. В 2016 году — 15,1%;
- Доля в мировом импорте стран ШОС в 2021 году — 16,3%. В 2016 году — 14.2%;
- Население стран ШОС в 2021 году составило 3,3 млрд человек или 42,5% от всего населения Земли;
- Доказанные запасы газа стран ШОС — 44% от мировых и 31,4% мировой добыч;
- Доказанные запасы нефти стран ШОС — 40% от мировых и 25% добычи;
- На долю стран ШОС приходится 38% продукции мирового сельского хозяйства.
*включая Иран
ВЕЛИКИЕ ШЕЛКОВЫЕ ПУТИ
Один из важнейших аспектов этого процесса — экономическая интеграция через развитие внешнеторговых связей. Сейчас в Евразии полным ходом идет война за экономические коридоры, и от того, кто получит транспортные артерии континента, зависит будущее. Ключевой маршрут — через Каспийское море. Именно оно станет логистическим центром будущего маршрута, и поставки через него способны значительно ускорить поставки из Европы в Азию даже в сравнении с Суэцким каналом. Через него идет транспортный коридор "Север-Юг", по которому, в том числе, осуществляются растущие поставки в Индию. Маршрут подразумевает участие всех прикаспийских государств, и — что важно — они уже договорились, что военные корабли или базы НАТО не будут допущены на Каспий.
В этом плане все обращают внимание на позицию Китая, который старается максимально диверсифицировать направления поставок как внутри России и с ее помощью, так и в обход нее. В контексте сотрудничества главный маршрут — Северный морской путь, который сократит торговый и транспортный коридор из Восточной Азии в Северную Европу с 11 200 морских миль до всего лишь 6500 морских миль.
Если говорить о маршрутах в обход, то теоретически частью такого пути можно считать железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан протяженностью около 500 километров, соглашение о строительстве которой подписано на полях саммита. Однако создание продолжительного пути в обход России подразумевает отказ от использования безусловно надежного варианта продления маршрута через Казахстан в Россию в пользу проекта "Шелковый ветер", включающего поставку через Казахстан в Азербайджан (с задействием паромной переправы через Каспий), Грузию и Турцию.
Перспективность этого маршрута была поставлена под сомнение еще до текущего геополитического обострения. А сейчас, в условиях жесткого противостояния США (и примкнувшей к ним политически беспомощной Европы) не только с Россией, но и с Китаем, такой вариант выглядит еще менее конкурентоспособным.
Естественно, никто не отменял интересов Пекина в диверсификации маршрутов своих поставок, которыми он будет, вне всяких сомнений, руководствоваться. Но в условиях объективной необходимости укрепления евразийских геополитических форматов едва ли Китай будет заинтересован использовать длительные и дорогостоящие пути "в обход России" в такой степени, чтобы это стало прямым вызовом Москве. А России, в свою очередь, стоит адекватно и оперативно реагировать на новые условия, в частности — за счет ускоренного расширения Восточного полигона РЖД.
ЗАПАД ЗА БОРТОМ
Безотносительно сомнений по поводу роли и значимости вероятных очертаний новых торговых маршрутов, готовых возникнуть на просторах Центральной Азии, следует отметить, что "вне игры" в любом случае оказывается пресловутый "коллективный Запад" во главе с США. Расширение ШОС и усиление ее внутренней интеграции, что включает развитие существующих и создание новых торговых маршрутов на просторах Евразии, безусловно противоречит как геополитическим, так и внешнеэкономическим интересам правящих кругов евроатлантического сообщества.
Одним из ключевых компонентов этого узла, вне всяких сомнений, являются поставки энергоресурсов. На страны ШОС приходится 40% всех доказанных запасов нефти на земле и почти половина всех запасов природного газа. Кроме того, они производят 59% урана, используемого в атомной энергетике. Сразу три страны ШОС — Индия, Россия и возглавляющий рейтинг Китай, входят в топ мировых лидеров по установленной мощности возобновляемых источников энергии.
В связи с этим и функционирующий ныне газопровод "Сила Сибири", связывающий Россию и Китай, и ожидаемое сейчас подписание соглашения о начале строительства второго маршрута, "Сила Сибири — 2", — отличные примеры энергетического сотрудничества в стратегических масштабах. Реплика вице-премьера Александра Новака о том, что этот перспективный газопровод может стать заменой "Северного потока — 2" — это не просто слова. Это декларация о смене внешнеэкономических приоритетов в условиях жесткого геополитического противостояния. Успешное развитие каждого государства-члена ШОС будет неуклонно способствовать устойчивому развитию всех партнеров и, в конечном итоге, служить основой для процветания общего евразийского пространства.
https://1prime.ru/exclusive/20220916/838148070.html