Страна на продажу. Как Запад будет растаскивать Украину по частям
МОСКВА, 27 авг — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. США и Европа планируют фактически разграбить Украину, проведя в стране шоковую терапию по ультралиберальным рецептам. Какие куски они хотят "урвать" и что Киев готов скинуть за бесценок в формате "финальной распродажи", разбирался "Прайм".
БОЛЬШЕ ДЕНЕГ
Еще в начале июля в швейцарском Лугано прошло мероприятие, получившее пафосное название "Конференция по восстановлению Украины". Его заметили и осветили отдельные западные издания. Официальный Киев в лице премьер-министра Дениса Шмыгаля изо всех сил старался убедить западных визави выделить режиму свыше 750 млрд долларов. И если в качестве источника основной части этих средств представитель Зеленского назвал изъятые активы российских резидентов (то есть то, чего в реальности нет, и что, даже будучи замороженным, не может быть конфисковано без серьезных последствий для ведущей роли США в контроле над мировой финансовой системой), то 250 млрд долларов из общей суммы, по замыслу предприимчивых киевских политиков, должен выделить непосредственно "коллективный Запад".
В свою очередь, представители ЕС упрекнули режим Зеленского в отсутствии прогресса в таких сферах, как "верховенство права", "контроль над олигархами", "борьба с коррупцией" и "обеспечение фундаментальных прав".
А это уже прямое указание на неготовность выделять крупные финансовые средства Киеву даже в случае сохранения под его контролем той части страны, которую считают реалистичным удержать западные кураторы. И очевидный сигнал, что "коллективному западу" необходимы гарантии. О какого рода гарантиях может идти речь?
ВСЕ НА ПРОДАЖУ
Авторы немейнстримного американского общественно-политического издания Multipolarista, обратившие внимание на конференцию, пришли к выводу, что конкретные меры, нацеленные на "восстановление", будут включать массовую приватизацию, резкое снижение роли государства в экономике и существенное сокращение прав наемных работников.
И это — в довесок к превращению Украины в антироссийскую марионетку и активному поддержанию кровавого конфликта, опустошающего страну, подчеркнули журналисты.
А 4 августа, в ходе селекторного совещания с руководителями областей Украины, глава кабмина Шмыгаль объявил, что массовая приватизация в стране стартует 1 сентября. Верховная рада за месяц, прошедший после "Конференция по восстановлению", успела утвердить законодательную базу для предстоящей кампании, а правительство разработало необходимые подзаконные нормативные акты. По словам украинского премьера, в частности, в начале сентября планируется объявить аукционы по продаже элеваторов и комбинатов хлебопродуктов.
Украинские компании сейчас работают в режиме опустошения складов, потеряв свои производственные возможности на Донбассе или не имея возможности работать как прежде, в нормальном режиме, отмечает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
"Это к тому, что интенсивно сбывается все, что можно, — говорит он. — И торговые фирмы, принадлежащие украинским олигархам и близкие к ним, продолжают работать, по принципу "вывести, продать, прибыли не возвращать". Она сейчас и не возвращается. Это часть текущей экономической ситуации в стране".
Вместе с тем, зерно и другие продовольственные товары активно вывозятся в страны Евросоюза, обращает внимание эксперт. "Евросоюз нуждается во всем, — рассуждает Колташов. — Нуждается в газе, который проходится сейчас резервировать, иметь его в запасах и вводить новые санкции против России. И вместе с этим — в зерне и других продуктах питания с Украины, которые вывозятся в любых возможных объемах".
НОНСЕНС
"Очевидно, что сейчас казна страны пуста, — рассуждает доктор экономических наук, заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский. — В данных условиях госсобственность продать за реальную цену невозможно". Речь может идти о собственности, у которой сравнительно небольшой риск пострадать в ходе боевых действий, убежден эксперт. Также важен вопрос лояльности будущего собственника существующей власти, добавляет он. "Так что эта затея вряд ли обернется серьезными поступлениями в бюджет, — резюмирует он. — Заинтересует ли это иностранных инвесторов? Думаю, да, но из смежных стран и смежных районов страны".
"Сама идея масштабной приватизации в условиях боевых действий, исход которых совсем не предрешен, выглядит очень странно, — соглашается журналист-международник, политический обозреватель портала "ИноСМИ" Дмитрий Бабич. — Во время войны обычно поступают наоборот". И непонятно, как может режим Зеленского рассчитывать на распродажу госсобственности даже на подконтрольной ему территории по привлекательным для него ценам, недоумевает эксперт.
"Вспомним, например, опыт Первой мировой войны, — говорит он. — Одна из причин, по которой немцы так и не смогли взять Париж, состояла в том, что таксистам французской столицы осенью четырнадцатого было вменено в обязанность довозить офицеров и солдат прямо до передовой". Если бы на фронт вовремя не перебросили достаточное количество живой силы, неизвестно, смогли бы французы совершить "чудо на Марне", резюмирует Бабич.
Говоря непосредственно о роли действующего президента Украины в появлении планов массовой приватизации, эксперт напоминает, что Зеленский, заняв офис на Банковой улице в Киеве, практически сразу стал позиционироваться как сторонник ультралиберальной экономической модели, особо не скрывавший, что готов на любые самые непопулярные шаги в экономике во имя интересов крупного капитала.
Аналогичного мнения придерживается и ведущий научный сотрудник Института стран СНГ Александр Дудчак. "В принципе, приватизация в таких условиях — это конечно, нонсенс, — говорит он. — Обычно в тяжелое для государства время в условиях капиталистического общества проводится, скорее, национализация. Потому что всем понятно — получить реальную цену не удастся". С другой стороны, в условиях Украины все достаточно понятно, сетует эксперт. Нынешние власти в Киеве прекрасно понимают, что могут просто потерять активы, и стараются получить хоть что-то за те 420 государственных предприятий, которые намерены выставить на торги.
"Но основную часть хотят все-таки уничтожить, — полагает специалист. — И части постараются дать новую жизнь. Но, вообще, конечно, сложно себе представить инвестора, который собирается вкладывать свои средства в страну, у которой не определена вообще контурная карта к первому сентября.
"ВСЕМ СПАСИБО"
Скорее всего, речь в смысле приватизации может идти о территориях ближе к центру Украины, допускает Дудчак. "Да и то вопрос. Территория западной Украины?— задается вопросом он. — Но там уже поляки давно наточили зубы, у них там с 2015 года функционирует организация, которая изучает возможность возвращения активов поляков, потерявших свое имущество по итогам Второй Мировой войны. Поэтому на какой территории это все покупать?"
В первую очередь, режим Зеленского собирается распродать то, что будет пользоваться спросом при любой власти, указывает эксперт. "Это спиртовые заводы и комбинаты хлебопродуктов, — говорит специалист. — Понятно, спирт и хлеб — это такие продукты, которые будут пользоваться спросом всегда. Но приватизировать их, это, конечно, ну, вот резать курицу, несущую золотые яйца". Хотя и производство спирта можно сделать убыточным, если поставлена такая задача, отмечает Дудчак.
"Была такая тема, волной прошла по средствам массовой информации в России и на Украине о том, что будет продано семнадцать миллионов гектаров земель украинских, — напоминает эксперт. — На сегодняшний день это треть территории Украины, находящейся под контролем Киева. Но это не только пахотные земли, а вообще третья часть всей территории Украины. Кто может вкладывать средства в подобные безнадежные мероприятия? Ну, наверное, те, у которых есть цели не только в сфере экономики". Специалист допускает, что представители Зеленского рассчитывают потом в случае, если территории перейдут под контроль России, использовать это как повод для судебных разбирательств, чтобы вспомнить о "святом праве частной собственности".
Специалист отмечает еще один факт. "Если раньше составляли списки предприятий, которые не должны подлежать приватизации, некие крупные предприятия, системообразующие, стратегические, то сейчас они могут быть распроданы даже с огромной стартовой скидкой, — говорит он. — То есть в Киеве вообще не рассчитывают ни на аукционы, ни на получение какой-то реальной стоимости. Впрочем, какая реальная стоимость в условиях боевых действий? Так что идет просто распродажа в связи с тем, что в Киеве понимают, времени осталось мало. Можно не успеть, надо получить хоть что-нибудь".
Поэтому, по словам Дудчака, происходит, по сути, окончательная "сезонная распродажа", по итогам которой "магазин закрывается", а "склады уезжают". "Всем, кто участвовал, спасибо, все свободны, — иронизирует эксперт. — Это явно идет просто утилизация остатков и активов".
https://1prime.ru/exclusive/20220827/837866491.html