"Упираются руками и ногами". За что Польша ополчилась на евро
МОСКВА, 26 авг — ПРАЙМ, Екатерина Акопова. О распаде еврозоны начали говорить едва ли не раньше, чем она окончательно сформировалась. Такой сценарий предрекали из-за принципиальной разницы входящих в объединение экономик и их участия в общеевропейском ВВП. Однако сейчас центростремительные тенденции становятся как никогда явными — недаром в Польше заговорили о том, что нужно разрешить желающим странам отказаться от евро в пользу нацвалют. Один из наиболее одиозных участников ЕС выступил с этим антиевропейским демаршем не просто так, уверены опрошенные "Прайм" эксперты.
Согласно данным социологического исследования, проведенного лабораторией Social Changes, большинство жителей Польши выступили против отказа от национальной валюты в пользу евро. Сроки отказа от злотого не оговорены в договоре о вступлении страны в Евросоюз, и Варшава неоднократно заявляла, что пока к этому не готова. Обоснования достаточно прозрачны: собственная валюта дает больше свободы действий с точки зрения мароэкономики и возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Кроме того, смена нацвалюты потребует существенных затрат, так что вместо укрепления экономики страна получит ее ослабление.
Однако значимых покушений на единство еврозоны Варшава до последнего времени себе не позволяла даже во время несостоявшегося Grexit в 2012 и успешного Brexit в 2019-м. Теперь же случилось то, что рано или поздно должно было произойти — лидеры еврозоны, которые своими вливаниями тогда гасили пожар, теперь сами попали в затруднительное положение и больше не могут финансировать остальных, как это было раньше.
"Одна из основ финансовой политики Евросоюза является политика "кохезии" — финансовой поддержки странами с сильной экономикой (донорами) стран с более слабой экономикой (реципиентов)", — напомнил доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН Владимир Григорьев. Сейчас доноров — 9 из 28 членов ЕС. Польши была и есть реципиент. Поляки пытаются, по его словам, путем шантажа получить что-то ещё напоследок от богатых стран. Разумеется, поддержки лишится не только Польша, но и другие слабые страны, преимущественно из Восточной Европы.
СЦЕНАРИИ РАСПАДА
О том, каким будет потенциальный распад еврозоны, сказано немало. Все сценарии можно условно разделить на две категории — апокалиптичные и не очень. К первым завкафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Перепелица относит возможную агрессию Польши по отношению к Германии.
Он напомнил, что польскими политиками высказываются территориальные претензии к Германии на переданные по результатам второй мировой войны территории. Учитывая слабую боеспособность и вооруженность немецкой армии, и, напротив, высокий военный потенциал Польши при поддержке США, такой сценарий уже не кажется чем-то невероятным. Тем более крах Европейской экономики был бы очень на руку американцам.
Возможен и другой расклад. "Новые исследования показывают, что каждый третий избиратель в ЕС в настоящее время поддерживает партии, которые критически относятся к блоку или враждебны ему", — напомнил Перепелица. Первыми возможными претендентами на выход из ЕС, по его мнению, рассматриваются Польша и Венгрия из-за достаточно консервативных взглядов населения и правительства.
По мнению экономиста Егора Клопенко, в этом случае следующими на выход пойдут наиболее бедные страны еврозоны, которые приняли самое активное участие в украинском кризисе — например, государства Прибалтики. "Распад еврозоны может стать началом конца Евросоюза и вероятность этого сейчас как никогда высока", — полагает он.
Однако более вероятен, по его мнению, сценарий, что еврозону первыми покинут страны-доноры, уставшие от шантажа и постоянных вымогательств. Вместо того, чтобы содержать отстающих, они захотят выстроить собственную благополучную экономику и международную политику, уверен эксперт. По его словам, следует ожидать выхода кого-то из "большой четверки": Италии, Испании, Германии или Франции.
Их экономика достаточно энергоемкая, и рост цен на энергоносители способен ей навредить гораздо больше, нежели менее развитым государствам. Во всяком случае, лишних денег на дотации у них точно не будет.
ВХОД РУБЛЬ, ВЫХОД ДВА
Точке зрения о неизбежности краха противостоит другая — заявления польских чиновником продиктованы не реальным желанием ускорить распад еврозоны, а являются лишь попыткой отсрочить присоединение к ней.
Ряд крупных экономик, например, Италия, Испания, Греция плотно интегрированы в единую европейскую систему, а объем набранных кредитов, гарантами по которым выступают европейский ЦБ и Германия, не позволят быстро выйти: трудно погасить долги, которые превышают ваш годовой ВВП.
Для любой из стран ЕС в случае выхода из валютного союза риски будут превышать гипотетические возможности, ведь нужно будет заново строить экономику.
При этом годы существования зоны евро серьезно поменяли экономику стран ЕС и некоторые из них лишились возможности эмиссии национальной валюты. Выход из еврозоны слишком дорог — рубль вход, а выход два, если перевести в российскую валюту. Поэтому те, кто еще не там, упираются руками и ногами, а те, кого уже угораздило, могут сделать заявления о недовольстве евро, но не более того.
https://1prime.ru/exclusive/20220826/837906044.html