МОСКВА, 19 июн – ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. В Конгресс США внесен законопроект о запрете поставок американской нефти в Китай – его авторы упирают на то, ее не хватает самим Штатам, что диктует спрос и цены на бензин. Но главная цель американцев – ослабить КНР, рост экономики которой начинает беспокоить Вашингтон. На помощь может прийти Россия, которая заместит американские поставки. 

Добыча нефти.

Нефтяной калейдоскоп. Как США вернут России ее деньги

САМИМ НЕ ХВАТАЕТ

Сенаторы-республиканцы Марко Рубио и Рик Скотт 15 июня внесли в Конгресс законопроект "О запрещении экспорта нефти в Китай". Если данный законопроект получит поддержку в обеих палатах Конгресса и будет утвержден президентом, поставки нефти и нефтепродуктов из США в Китай будут полностью запрещены. Более того, в официальном заявлении сенаторов говорится, что целью законопроекта является ослабление Китая – главного противника США.

Два американских законодателя полагают, что их "хороший законопроект" должен быть поддержан в Конгрессе, поскольку администрация Байдена "недопустимо и абсурдно" позволяет экспортировать нефть и нефтепродукты в Китай, когда американцы вынуждены платить больше $5 за галлон бензина.

По данным Американской автомобильной ассоциации в конце прошлой неделе средняя розничная цена на бензин в США достигла рекордного значения, превысив $5/галлон. Самый дорогой бензин в Калифорнии – 6,50/галлон, самый дешевый в Джорджии – $4,50/галлон. Подорожание моторного топлива способствует раскручиванию инфляции в США и негативно влияет на всю американскую экономику. 

Трубопровод Gazela для транспортировки российского газа в ЕС

Европейская "солидарность": Германия оставила Францию без российского газа

Для сдерживания роста цен президент США Джо Байден распорядился предоставить американским нефтеперерабатывающим компаниям 180 млн баррелей нефти из стратегических резервов страны. В Белом доме надеются, что это позволит увеличить производство моторного топлива и удовлетворить спрос на бензин, который значительно вырос с началом автомобильного сезона. Однако пока добиться поставленной цели не удалось. Бензин на американских заправках дешевле не стал.

В Пекине не считают, что законодательная инициатива американских сенаторов является пустой угрозой. Усиление экономической мощи Китая беспокоит Вашингтон. США рассматривает эту страну, как своего основного противника, с подачи властей в американском обществе распространяются антикитайские настроения. Кроме того, из-за ситуации вокруг Тайваня обострились политические отношения между двумя странами.

БОЙТЕСЬ АМЕРИКАНЦЕВ, НЕФТЬ ПРОДАЮЩИХ

Последние два десятилетия экономика Китая развивалась быстрыми темпами. В прошлом году ВВП страны достиг почти $18 млрд, превысив ВВП Европейского союза. Считается, что по уровню экономического развития Китай занимает второе место в мире после США. Однако по объему промышленного производства Китай опережает американского конкурента.

США все больше зависят от импорта товаров из Китая. В 2021 году товарооборот между двумя странами достиг $755,65 млрд. Для США баланс торговли с Китаем является дефицитным. В прошлом году дефицит достиг $396,58 млрд. По данным Главного таможенного управления КНР, экспорт из Китая в США в 2021 году составил $576,11 млрд. США поставили в Китай товаров на $179,53 млрд.

Белый дом стремится сократить торговый дефицит за счет увеличения поставок на китайский рынок энергоносителей. По данным EIA US (Управления энергетической информации США) в 2021 году Китай стал четвертым крупнейшим импортером американской нефти. На США приходится 7% импорта нефти в эту страну – 590 тыс. барр./сут.

Китайские компании охотно покупают в США нефть и другие энергоносители, поскольку это соответствует проводимой Пекином политики диверсификации источников поставок жизненно важных ресурсов.

Китай является крупнейшим в мире импортером энергоносителей – прежде всего нефти. Несмотря на поддержку со стороны правительства, китайские компании не могут обеспечить потребности страны в энергоносителях за счет собственной добычи.

Цены на газ в Европе

США "душат" европейцев, а те и рады: "Газпрому" есть над чем подумать

Зависимость от поставок нефти из-за рубежа несколько снизилась в прошлом году, но все равно остается на очень высоком уровне – 72%. По данным Государственного совета КНР, в 2021 году импорт нефти в Китай составил 513 млн т (1,26 млн барр./сут.), что на 5,3% меньше по сравнению с годом ранее. Снижение импорта произошло впервые за последние 20 лет. Из-за подорожания нефти на мировом рынке китайские НПЗ сократили закупки сырья за рубежом, поскольку могли использовать накопленные в 2020 году запасы. После обвала цен на энергоносители в марте — апреле 2020 года во время вспышки заболеваемости коронавирусом китайские компании скупали в больших объемах дешевую нефть и смогли накопить большие запасы, по разным оценкам свыше 1 млрд барр.

Кроме того, в марте этого года из-за роста заболеваемости коронавирусом китайские власти ввели ограничения в ряде городов Китая, включая Пекин и Шанхай. Это привело к снижению спроса на нефть и другие энергоносители. 1 июня было объявлено о начале поэтапной отмене ограничений. В связи с этим ожидается рост экономической активности и увеличение потребления нефтепродуктов.

Если США на законодательном уровне введут запрет на экспорт нефти в Китай, это затруднит восстановление китайской экономики во втором полугодии. Если вслед за нефтью будет введен запрет на экспорт других энергоносителей, это поставит под угрозу энергетическую безопасность второй крупнейшей экономики мира в долгосрочной перспективе.

РОССИЙСКАЯ НЕФТЬ ЗАМЕНИТ АМЕРИКАНСКУЮ

Заместить американскую нефть могут поставки из России. "Транснефть"  планирует увеличение пропускной способности трубопровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан) на 7 млн т/г (140 тыс. барр./сут.). Увеличение пропускной способности будет обеспечено при помощи антифрикционных присадок.

Мощность ВСТО составляет 80 млн т/г. Поставки в Китай в объеме до 30 млн т/г осуществляются по трубопроводу Сковородино – Мохе, который является ответвлением ВСТО, а также через морской терминал Козьмино – конечный пункт ВСТО, расположенный на побережье Японского моря вблизи Владивостока. В прошлом году отгрузки нефти из Козьмино превысили 35 млн т.

После введения санкций против Москвы со стороны коллективного Запада всю нефть в Козьмино начал покупать Китай, поскольку ряд стран АТР отказались экономического сотрудничества с Россией. По сообщениям западных источников, нефть из Козьмино накапливается на супертанкере типа VLCC (дедвейт от 200 тыс. т до 300 тыс. т). На этот танкер сырье доставляют нефтеналивные суда меньшего размера. После загрузки супертанкера груз направляется в один из глубоководных китайских портов, который способен принимать суда такого размера.

Эксперты уверены, что подобная логистическая схема может быть применена для вывоза российской нефти из балтийских, черноморских и северных портов.