МОСКВА, 15 апр — ПРАЙМ. Задача изменения направления поставок энергоресурсов в условиях жесткого курса "коллективного Запада" на постепенный отказ от нефти и газа из России, которую поставил президент Владимир Путин, вполне разрешима, но на это понадобится определенное время, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. 

Танкер

Интрига. Как Россия будет продавать нефть в обход санкций

"Проще всего с газопроводами. Все географические планы уже были заявлены, и вопрос только в том, чтобы определиться с мощностью", — считает он.

Есть два основных ресурсных узла, с которых ведутся поставки в ЕС, указывает он. Первый — старый советский узел, Уренгойский, который до сих пор работоспособен. "Второй — это полуостров Ямал, Бованенково и перспективные месторождения, которые мы должны запустить", — уточняет специалист.

Ранее уже был заявлен проект, в рамках которого должен быть построен газопровод с полуострова Ямал, напоминает он. "История вполне понятная, она озвучивалась под диверсификацию поставок, — рассказывает Симонов. — Задолго до "лобового" конфликта с Западом было ясно, что нужно иметь возможность перенаправлять потоки".

По первому трубопроводу, который должен пройти через территорию Монголии, уже готово технико-экономическое обоснование (ТЭО), поясняет специалист. "Дальше надо смотреть по мощности. Может быть, придется ее скорректировать, поскольку теперь понятно, что надо практически всю ресурсную базу направлять в сторону Китая, который может стать крупным "монопотребителем" российского газа", — считает он. 

Добыча нефти

Вашингтон разозлили: еще одна страна скупает нефть у России

При этом есть риск возникновения в обозримом будущем проблем с наращиванием поставок сжиженного природного газа (СПГ), указывает он. "Хотя и здесь есть варианты, включая строительство малотоннажных заводов", — уточняет эксперт. Но трубопровод точно нужно строить, одно другому в нынешней ситуации не помешает. "У нас правительство по-прежнему накапливает средства в ФНБ, что вызывает изумление", — говорит он. Сейчас, вне всяких сомнений, нужно инвестировать в инфраструктуру, уверен Симонов.

"По срокам реализации я бы сравнил "Силу Сибири — 2" с "Уренгоем", — рассуждает он. — Мои оценки — это три-пять лет".

"По нефтепроводам подобных планов не было, то есть основная идея — развивать порты, — отмечает специалист. — На совещании говорили про нефтепроводы. Есть, конечно, вариант построить еще одну трубу по маршруту "ВСТО-2" до Козьмино и расширить пропускную способность этого порта, поскольку это именно путь в Азию вообще, а не только в Китай [система магистральных нефтепроводов "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО) соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино и обеспечивает поставки в Азию — прим.]".

"Нефть из Козьмино активно поставляется в КНР, — отмечает Симонов. — И можно из района Благовещенска достроить "трубу" до Козьмино". Но есть и другой путь — вернуться к теме Северного морского пути (СМП). "Ясно, что в нем сейчас есть смысл и есть потребность в развитии собственного танкерного флота, — указывает эксперт. — Долго думали, что возить по нему. Можно возить любую нефть. Объемы из Приморска тоже можно было бы отправлять не через Балтику в Роттердам, а в другую сторону". То есть в случае с нефтью больший акцент следует делать на морском транспорте, резюмирует он.