Эксперт Симонов: Россия может активнее строить трубопроводы в Азию, а нефть возить по морю
МОСКВА, 15 апр — ПРАЙМ. Задача изменения направления поставок энергоресурсов в условиях жесткого курса "коллективного Запада" на постепенный отказ от нефти и газа из России, которую поставил президент Владимир Путин, вполне разрешима, но на это понадобится определенное время, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.
"Проще всего с газопроводами. Все географические планы уже были заявлены, и вопрос только в том, чтобы определиться с мощностью", — считает он.
Есть два основных ресурсных узла, с которых ведутся поставки в ЕС, указывает он. Первый — старый советский узел, Уренгойский, который до сих пор работоспособен. "Второй — это полуостров Ямал, Бованенково и перспективные месторождения, которые мы должны запустить", — уточняет специалист.
Ранее уже был заявлен проект, в рамках которого должен быть построен газопровод с полуострова Ямал, напоминает он. "История вполне понятная, она озвучивалась под диверсификацию поставок, — рассказывает Симонов. — Задолго до "лобового" конфликта с Западом было ясно, что нужно иметь возможность перенаправлять потоки".
По первому трубопроводу, который должен пройти через территорию Монголии, уже готово технико-экономическое обоснование (ТЭО), поясняет специалист. "Дальше надо смотреть по мощности. Может быть, придется ее скорректировать, поскольку теперь понятно, что надо практически всю ресурсную базу направлять в сторону Китая, который может стать крупным "монопотребителем" российского газа", — считает он.
При этом есть риск возникновения в обозримом будущем проблем с наращиванием поставок сжиженного природного газа (СПГ), указывает он. "Хотя и здесь есть варианты, включая строительство малотоннажных заводов", — уточняет эксперт. Но трубопровод точно нужно строить, одно другому в нынешней ситуации не помешает. "У нас правительство по-прежнему накапливает средства в ФНБ, что вызывает изумление", — говорит он. Сейчас, вне всяких сомнений, нужно инвестировать в инфраструктуру, уверен Симонов.
"По срокам реализации я бы сравнил "Силу Сибири — 2" с "Уренгоем", — рассуждает он. — Мои оценки — это три-пять лет".
"По нефтепроводам подобных планов не было, то есть основная идея — развивать порты, — отмечает специалист. — На совещании говорили про нефтепроводы. Есть, конечно, вариант построить еще одну трубу по маршруту "ВСТО-2" до Козьмино и расширить пропускную способность этого порта, поскольку это именно путь в Азию вообще, а не только в Китай [система магистральных нефтепроводов "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО) соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино и обеспечивает поставки в Азию — прим.]".
"Нефть из Козьмино активно поставляется в КНР, — отмечает Симонов. — И можно из района Благовещенска достроить "трубу" до Козьмино". Но есть и другой путь — вернуться к теме Северного морского пути (СМП). "Ясно, что в нем сейчас есть смысл и есть потребность в развитии собственного танкерного флота, — указывает эксперт. — Долго думали, что возить по нему. Можно возить любую нефть. Объемы из Приморска тоже можно было бы отправлять не через Балтику в Роттердам, а в другую сторону". То есть в случае с нефтью больший акцент следует делать на морском транспорте, резюмирует он.
https://1prime.ru/exclusive/20220415/836674407.html