МОСКВА — 25 дек, ПРАЙМ, Екатерина Акопова. Небывалый скачок цен на автомобили привел к тому, что многие желающие поменять "железного коня" затаились: они ждут сезона скидок на прошлогодние модели, который традиционно начинался в феврале-марте. Произойдет ли это в 2022 году? Агентство "Прайм" поинтересовалось на сей счет у экспертов авторынка.

Коллекция миниатюр советских автомобилей В. Игнатюгина

Как выгодно купить авто в период роста цен и накруток от дилеров

Шок от небывалого взлета цен на автомобили на российском рынке пока привел лишь к тому, что автодилеры уходят на новогодние каникулы с прибылью — продажи выросли за год на 3%. Однако, по рассчетам специалистов, в будущем году тренд сменится на прямо противоположный — продажи упадут на 5 — 7%.

Собственно, тренд на снижение количества сделок по покупке автомобилей наметился уже во второй половине этого года — сказался взлет или, точнее, как выражаются автоэксперты, взрыв цен. И это касается почти всех продаваемых в России марок авто. Разница лишь в том, какие модели перешли своего рода "психологический барьер" в глазах покупателей из-за того, что, будучи моделями экономкласса, по стоимости поднялись на отметку марок бизнес-класса.

В такой ситуации многие из тех, кто был готов потратиться на приобретение нового железного коня, решили отложить покупку до лучших времен. При этом часть жаждущих все же надеется, что такие времена наступят сразу после Нового года или, в крайнем случае, весной, когда по давней традиции автодилеры устраивают распродажи "прошлогодней коллекции".

Отсутствие техосмотра может обойтись недешево

Что будет с ценами на ОСАГО после отмены техосмотра

НАША МАРКА

Действительно, нынешние цены на автомобили бьют по кошелькам и по нервам покупателей. По подсчетам "Автостата", цена на новый автомобиль выросла в России в среднем на 20-23%, а если посчитать дилерские "накрутки2, то и на все 35 — 40%. И несмотря на это, спрос все равно превышает предложение. А, значит, надежды на скидки — призрачные.

"Единственный способ на сегодняшний день приобрести новый автомобиль у дилеров слегка дешевле рекомендованной цены — это выбрать непопулярную марку, модель или расцветку, которая не продается в автосалоне несколько месяцев", — пояснил агентству "Прайм" руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников.

"Например, россияне неохотно приобретают модели таких брендов, как Fiat, SsangYong и Ravon, а также Smart", — уточнил он.

В этой связи неудивительно, что китайские машины расширяют свою долю на отечественном рынке — они дешевле и все еще не так популярны, чем европейские, корейские и японские. А потому и цены на них поднялись не столь резко: в уходящем году доля проданных китайских автомобилей достигла 7% на российском рынке (это в 2 раза больше, чем годом ранее), а в 2022 году китайцам, по всем расчетам, могут отойти уже 10%, которые превратят в 15% еще года через 3 — 4.

"Дефицит автомобилей сохранится и в начале 2022 году, значит, их стоимость будет расти и дальше. По прогнозам, поставки новых авто могут выровняться к весне, но и то незначительно — не более 5%, — убежден Решетников. — В связи с этим, скидки будут иметь локальный характер и больших бонусов клиентам, а тем более возврата к ценам начала 2021 года ждать не стоит, так как спрос по-прежнему будет превышать предложение".

С другой стороны, по его словам, весной 2022 года ожидается возобновление действия программ льготного автокредитования — "Первый" и "Семейный автомобиль" можно будет приобрести с 10% скидкой. На это правительство выделит 10,3 млрд рублей в 2022 году и 13,3 млрд рублей — в 2023 году. Иными словами, появляется шанс получить скидку хотя бы для небольшой категории покупателей.

ЗАКОН РЫНКА

"Этот год очень необычный: во всем мире и в России в частности безумный дефицит автомобилей: мир не досчитается продаж примерно 15% автомобилей от того, что он мог бы продать", — пояснил "Прайм" автоэксперт Игорь Моржаретто. Сегодня срок ожидания автомобилей массового сегмента составляет от 1 до 2 месяцев, а премиального — от 1,5 месяцев до 1 года в зависимости от марки и модели автомобиля.

По мнению эксперта, такой дефицит объясняется нехваткой микросхем, спрос на которые вырос многократно. Причин тому несколько. Во-первых, из-за карантина резко сократилось производство столь необходимых автопрому микросхем. Дефицит, по словам Моржаретто, настолько велик, что "Автоваз" мог бы продать на 100 тысяч автомобилей больше, чем он продаст в этом году. "И этот дефицит не кончится завтра, а будет продолжатся минимум до конца весны — начала лета. Это — самый оптимистический прогноз", — считает Моржаретто.

" Автомобиль выезжает из сервисного центра после технического осмотра

Совфед отменил обязательный техосмотр личного автотранспорта

А так как автомобили получаются де-факто в дефиците в ближайшие полгода, то и рассчитывать на какие-либо скидки до лета, а то и до осени 2022 года вряд ли приходится — закон рынка. Иными словами, в привычное время — после Нового года или весной — их точно не будет.

Вопрос: будут ли они потом? Ответ на него будет зависеть от того, как долго продержится повышенный спрос на автомобили. Пока, по словам Моржаретто, покупать меньше не стали даже при том, что цены выросли в среднем на 20%. Что называется, состоятельных людей немало и они-то и делают "кассу". Но ввиду того, что покупательская способность россиян снижается, цены продолжают рост, дилерские накрутки не уходят и достигают 20% от стоимости автомобиля, рынок потихоньку усыхает. И если он "пересохнет" существенно, дисбаланс между спросом и предложением выровняется и может даже сдвинется в пользу увеличившегося предложения.

"Но пойдут ли в этом случае цены вниз? Я не помню, чтобы цены снижались в России", — отметил Моржаретто.

"Самое хорошее, что может быть — это скидки от новой цены, но официально та же "Лада" вполне может стоить миллион, а то и больше во второй половине 2022 года", — сказал эксперт.

Что самое печальное, аналогичная ситуация на авторынке наблюдается во всем мире. "Примерно то же самое сегодня происходит и в США и в Европе. Россия даже неплохо выглядит на фоне тех же Штатов, где ситуация с дефицитом автомобилей еще более острая. И там еще большие убытки. Лучше, чем Россия, себя чувствует только Китай", — подчеркнул эксперт. Причины китайского "чуда" в том, что именно КНР производит те самые дефицитные микросхемы.