"Северный поток-2" застопорился. Кто и как ускорит запуск проекта
МОСКВА, 18 дек – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Российская сторона в состоянии убедить Европу активизировать сертификацию и полноценный запуск "Северного потока-2" – на руку нам играют наступающие холода и дорогой газ, покупка которого для европейцев непосильна. На это есть несколько месяцев – затем потепление, появившиеся дополнительные объемы на споте и геополитика сделают наших партнеров менее сговорчивыми.
Ситуация с сертификацией "Северного потока-2" затягивается – в ноябре Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) приостановило начатую за пару месяцев до этого сертификацию, а в четверг его глава Йохен Хоманн заявил, что ведомство не ждет решения по "Северному потоку 2" в первой половине 2022 года.
Одно из требований – оператором должна быть немецкая компания, а Nord Stream 2 AG зарегистрирована в Швейцарии. Она заверила, что работы по учреждению немецкой "дочки" идут, но сроки и детали комментировать не стала. Кабмин ФРГ заверил, что политика не оказывает влияние на процесс сертификации. В Кремле также не комментируют сроки введения "Северного потока-2", ссылаясь на регулятора.
На данный момент газопровод полностью достроен, и уже началось заполнение газом второй нитки. О следующих технических шагах Norв Stream 2 AG сообщит дополнительно.
"С технико-экономической точки зрения никаких препятствий для введения трубопровода в эксплуатацию нет. Технологически все готово, экономически проект выгоден для Германии и Европы. Никаких дополнительных задержек с этой стороны быть не должно", — уверен резидент экспертного клуба ЦСР Михаил Федоров.
МОГИЛЬЩИКИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, процессы по согласованию и сертификации вполне реально ускорить настолько, чтобы трубопровод полноценно заработал уже этой зимой. Однако все зависит от политической составляющей – на Германию давят как свои "зеленые", так и США, требующие доступа на европейский газовый рынок и преференций для украинского транзита. Украина уже заявила о сокращении своего транзита на треть по сравнению с прошлым годом.
Неопределенность с запуском трубопровода привела к ценовому коллапсу – стоимость газа в четверг вновь выросла до 1700 долларов за тысячу кубов на новостях о том, что "Газпром" не стал бронировать мощности газопровода "Ямал-Европа" на пятницу. Это запредельно дорого для Европы, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
"Уже при 1200-1300 долларов за тысячу кубов большие закупки нерентабельны. Да и 1000 – уже много. Потребители начинают выкачивать газ из хранилищ, те стремительно пустеют", — рассуждает он.
На фоне сокращения запасов растут и спотовые цены, поэтому любые заявления, даже спекулятивные, еще сильнее разгоняют котировки вверх. Таким образом, европейская экономика получает дополнительный разгон инфляции на второй-третий квартал будущего года и "закапывает" собственную экономику и производство.
Ситуацию исправили бы дополнительные 5,5 млрд кубов газа, но по политическим причинам это сложно. Поэтому закономерные последствия не заставят себя ждать. На фоне быстрого снижения запасов и ожидающихся по всей Европе сильных морозов потребление вырастет, и проблемы отдельных стран материализуются быстрее, чем ожидалось. Если рынок получит сигнал, что подвижек по "Северному потоку-2" не ожидается и он будет из принципа стоять пустым, на голландском хабе цены вновь подскочат до 1600 долларов за тысячу кубов, а затем преодолеют и октябрьский максимум в 1900, уверен Абзалов.
Но тогда причины скачка отчасти носили технический характер, сейчас же дело чисто в политике и последствиях для экономики. Понимая это, производители уйдут в консервативные стратегии и начнут экономить, а проблемы с потреблением приведут к банкротству небольших компаний.
Не за горами ограничение потребления и отключение потребителей, как минимум, на Украине, да и другие страны от этого не застрахованы.
"И уже не важно, как электорат относится к "зеленой" повестке – замерзшие люди вне зависимости от этого выйдут на улицы и потребуют от властей решений", — полагает эксперт.
По мнению Федорова, экономика Европы выдержит рост цен на газ, но будет тяжело. "России в этом плане с краткосрочной точки зрения только выгодно получать больше выручки. В долгосрочной перспективе могут появиться другие риски, но они, в большей части не управляемые с нашей стороны. Например, энергетический переход. Высокие цены на сырье (газ) стимулируют его ускорение. Денег в Европе много, увеличатся инвестиции в ВИЭ. Также могут увеличить закуп СПГ, если будут доступные (не законтрактованные) объемы на рынке", — рассуждает он.
ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Чтобы избежать такого сценария, российской стороне следует сделать все, чтобы реализовать проект форсировано, не дожидаясь окончания зимы. На следующей неделе должны прозвучать важные заявления и будет протестирована политическая составляющая, как в Европе, так и в Америке. Любые заявления по "Северному потоку-2" могут принципиально повлиять на стоимость энергоносителей, и регуляторам либо придется готовиться к ограничениям – а доводить до этого в праздники никто не хочет, либо идти на диалог с "Газпромом".
В случае смягчения позиции возможны вербальные интервенции и разрядка на ряде принципиальных геополитических направлений. В Германии понимают, что до весны 2022 года альтернативы российскому газу нет и наращивать импорт неоткуда – свободные объемы уходят в Азию, да их и немного на фоне сокращения инвестиций в нефтегазовый сектор. Масштабный энергокризис в первый же месяц правления нового кабмина немцам тоже не нужен.
Таким образом, открывается плацдарм для принципиальных договоренностей, и это окно возможностей важно не пропустить. Следует максимально быстро зарегистрировать немецкую "дочку" Nord Stream 2 AG и активизировать сертификацию. В противном случае цены на газ снизятся после наступления теплого времени года, баланс на рынке вновь изменится в пользу спота. Тогда вновь возникнет вопрос – а так ли нужен "Северный поток-2"?
При этом осенью после выборов в Конгресс США большинство в обеих палатах с большой долей вероятности будет у республиканцев, которые вновь возьмутся за санкции против проекта.
"Иными словами, на запуск газопровода у нас есть 11 месяцев — с декабря 2021 по ноябрь 2022 года", — подытожил Абзалов.
https://1prime.ru/exclusive/20211218/835540916.html