Эксперты оценили рост цен на топливо и объяснили, почему бензин и дизель могут дорожать неодинаково
МОСКВА, 11 дек — ПРАЙМ. Какие факторы сейчас влияют на стоимость автомобильного топлива и сколько будут стоить бензин и дизель в ближайшие месяцы, разбирался Прайм".
"Цены на бензин в России в меньшей степени зависят мировых цен на нефть, которые, кстати, к концу года могут показать существенное снижение, – рассказывает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. – В этом году в бюджетное правило была заложена существенно меньшая стоимость нефти, чем оказалось в действительности".
Когда происходило резкое снижение рубля в 2014–2015 годах, бензин заметно дорожал, напоминает эксперт. "В среднесрочной перспективе цены на бензин будут расти на дорожающей нефти", – считает он.
Топливо в начале года может подорожать в среднем на 12-15 копеек за литр из-за запланированного с 1 января повышения ставок акциза на автомобильный бензин и дизтопливо пятого экологического класса, полагает президент Независимого топливного союза Павел Баженов. "Эта оценка соответствует среднемесячной динамике розничной цены", — отмечает он.
При этом снижается корректирующий коэффициент в формуле расчета экспортных пошлин на нефть.
"То есть налоговая нагрузка на внутренние поставки вырастет, а на внешние, напротив, станет меньше", – поясняет специалист.
Однако собеседник агентства ожидает, что эти параметры будут примерно такими же, как и сейчас, а изменения налогов и демпфера сыграют в пользу роста "нетбэков" (цен на экспортируемый продукт в приведении к сопоставимым базисам; чаще всего – в момент погрузки на торговое судно – прим. "Прайма"). "Ну, а рост "нетбэков" приведет к росту стоимости оптовых партий, после чего транслируется в розницу", – делает вывод Баженов.
При этом цены на различные нефтепродукты на мировом рынке, вполне вероятно, будут оказывать неодинаковое влияние на стоимость различных видов автомобильного топлива в пределах страны.
"Для российского рынка автомобильного бензина присуща такая картина: в 2020 году с российских НПЗ на внутренний рынок было отгружено 32,8 млн т, тогда как за рубеж — лишь 5,3 млн т", — рассказывает эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов.
И наоборот, отмечает специалист: поставки дизельного топлива на внутренний рынок в прошлом году составили 35,7 млн т, тогда как на экспорт — 42,2 млн т, если судить по данным ЦДУ ТЭК.
Такой перекос Родионов связывает в значительной степени с наследием советской эпохи, когда было сравнительно небольшое распространение легковых автомобилей. Это способствовало ориентации нефтеперерабатывающего комплекса на обеспечение потребностей военной и грузовой техники, которая использовала дизель, что, в свою очередь, привело к такому развитию производства дизельного топлива, которое в нынешней ситуации является избыточным.
https://1prime.ru/exclusive/20211211/835428059.html