МОСКВА, 6 дек — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. "Арктик СПГ 2" привлек необходимое кредитование у российских и ряда иностранных банков почти на 10 млрд евро. Однако среди финансовых институтов, заинтересовавшихся проектом, не оказалось французских, хотя миноритарная доля "Арктик СПГ 2" принадлежит, в том числе, компании Total. "Прайм" попытался разобраться в причинах.

Газовые трубы

СПГ против трубы. Будет ли он выгоднее "Силы Сибири"

ЗЕЛЕНАЯ ПОВЕСТКА

Компания "Арктик СПГ 2" сообщила, что подписала соглашения с российскими и иностранными банками о привлечении кредитов на общую сумму 9,5 млрд евро сроком на 15 лет, полностью обеспечив внешнее финансирование одноименного предприятия.

Власти Франции, как и коммерческие банки страны, отказались от участия в проекте "Арктик СПГ 2", который реализуют в России "Новатэк" (60%), китайские компании CNOOC и CNODC (по 10%), японский консорциум Japan Arctic LNG (10%) и французская Total (10%).

Следует заметить, что участие в финансировании приняли банки из всех других стран, компании из которых вошли в проект.

Газета La Tribune в качестве причины отсутствия французских институтов в числе инвесторов назвала обеспокоенность "Пятой республики" проблемами климата.

По свидетельству издания, финансировать проект запретил сам президент Франции Эммануэль Макрон. В итоге средства не выделили ни государственный инвестиционный банк Bpifrance, ни коммерческие банки страны.

"В рамках "зеленой повестки" природный газ действительно относится к "грязным" энергоресурсам, — комментирует управляющий активами "БКС Мир инвестиций" Виталий Громадин.

При этом основным рынком сбыта сжиженного природного газа (СПГ), который планируется отгружать с проекта "Арктик СПГ 2", как отмечает эксперт, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

"Несмотря на текущую ожесточенную конкуренцию на рынке между Европой и Азией, ко времени запуска проекта, в 2025 году, ситуация уже нормализуется, — полагает Громадин, — и основным потребителем останется Азия".

ВСЁ НАОБОРОТ

"Новатэк" отреагировал на позицию французской стороны скептически. В пресс-службе российской компании заявили, что такое отношение к проектам по поставкам газа, наоборот, замедлит темпы глобального перехода к безуглеродности.

Эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов соглашается с этим взглядом.

" Прибытие  двух танкеров со сжиженным газом проекта «Ямал СПГ" в Китай

Чья возьмет. Российский СПГ поборется за мировой рынок

"Наращивание производства СПГ является частью стратегии декарбонизации даже для наиболее "зеленых" нефтегазовых компаний, — рассказывает он. — К примеру, для англо-голландской Shell, которая еще до майского вердикта суда Гааги продекларировала цель сократить к 2030 году выбросы CO2 на 20% к уровню 2016-го. В период с 2011 по 2020 годы Shell увеличила продажи СПГ почти вдвое, с 16,8 млн до 33,2 млн т. При этом, согласно стратегии, принятой в феврале текущего года, компания собирается к середине 2020-х нарастить мощности по производству СПГ на 7 млн т ежегодно".

Интерес к сжиженному газу вызван, в том числе, запретом на использование высокосернистого мазута в морских перевозках, который в прошлом году был введен Международной морской организацией (IMO), напоминает эксперт.

"Переход с высокосернистого мазута на СПГ приводит к сокращению выбросов CO2 в среднем на 60%, — уточняет Родионов. — В этой связи, по крайней мере, в водном транспорте этот энергоноситель не только не увеличивает, но даже сокращает углеродный след".

Что касается географии поставок, то она определяется рынком, особенно в тех случаях, когда речь идет об объемах, не закупленных по долгосрочным соглашениям, указывает он.

"К примеру, третья очередь действующего завода "Новатэка "Ямал СПГ" была введена на год раньше запланированного срока, в конце 2018-го, а не в конце 2019-го, когда у компании вступали в силу долгосрочные обязательства, привязанные к запуску третьей очереди, — напоминает специалист. — Соответственно, весь "избыток" в 5,5 млн т, произведенный за год на третьей очереди, "Новатэк" должен был реализовывать на спотовом рынке".

А на этом рынке действует простой принцип: танкер поставляет газ туда, где в данный момент есть сильный спрос и, соответственно, высокие цены, отмечает Родионов.

"В том случае, если очереди "Арктик СПГ-2" также будут возводиться с опережением графика, ничто не сможет помешать экспортировать газ во Францию", — делает вывод он.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

"Самое странное в этой истории то, что нет документального подтверждения слов, сказанных Макроном, а тем более — каких-либо запретов, наложенных на финансирование конкретных проектов, — удивляется ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Никакого пресс-релиза. Отсюда вопрос: эта газетная публикация, случайно, не "утка"? Что это? Проявление климатической политики? Если же здесь внешнеполитический контекст, и тогда не ясно: речь про общеевропейские санкции или про меры против "Новатэка"? Для кого действует запрет? Ничего не понятно".

Строительство газопровода "Северный поток-2" в Германии

Бургер несъедобный. Германия определилась с "Северным потоком-2"

"Новатэк" в этой ситуации тоже выглядит несколько растерянно, отмечает эксперт. Компания заявила, что и не ожидала финансирования от французской стороны.

"Если же вводится запрет на кредитование, то он, по всей видимости, должен распространяться и на Total, — рассуждает Юшков. — Однако французская компания участвует. Ведь привлекаемые у банков кредиты — это лишь половина средств, которые идут на проект. Остальные выделяют сами компании-участники, в том числе Total".

Франция выступает как влиятельный игрок на поле декарбонизации, радеющий за "зеленую" повестку, признает специалист.

"Париж активно развивает атомную энергетику и лоббирует ее признание безуглеродной, — говорит он. —  Если это удастся, Франция окажется одной из самой декарбонизированных стран Европы. Углеродный след очень маленький. А природный газ в энергетике этой страны ЕС играет меньшую роль, чем в случае с Германией или Италией".