Победа Трампа угрожает восстановлению цен на нефть
МОСКВА, 11 ноя – АНДРЕЙ КАРАБЬЯНЦ. Победа республиканца Дональда Трампа на выборах президента США вызвала шторм на рынках. Котировки Brent вопреки ослаблению американского доллара упали ниже 45 долларов. Впоследствии, падение было отыграно, но нефтяной рынок по-настоящему еще не ощутил последствий победы Трампа.
Во время предвыборной компании республиканский кандидат неоднократно заявлял о планах проведения протекционистской экономической политики, прежде всего в энергетической области. Ее проводником может стать Харольд Хамм, которой, вероятно, возглавит Минэнерго США.
ДОБЫЧА В ДОЛГ
Во время предвыборной гонки Трамп неоднократно заявлял о необходимости поддержки реального сектора экономики США, создании рабочих мест внутри страны. Это в полной мере касалось американской нефтяной отрасли, которая переживает не лучшие времена.
Сейчас добыча углеводородов в США приносит убытки. В январе – сентябре 2016 г. добыча нефти и газа на территории США принесла крупнейшей по капитализации нефтяной компании мира ExxonMobil убыток в 1,823 млрд – в три раза больше, чем за тот же период годом ранее.
Не лучше обстоят дела у Chevron и ConocoPhillips. Финансовые потери добывающего подразделения Chevron в США по итогам 9 месяцев этого года выросли до $2,18 млрд против $2,1 млрд убытка годом ранее. У ConocoPhillips финансовые показатели просто катастрофические. Чистый убыток компании с начала года и до конца сентября 2016 г. вырос в 3,6 раза, составив $3,6 млрд.
Все три компании, в той или иной степени, вовлечены в разработку "сланцевых" месторождений, которая очень затратная и не приносит прибыли при текущих ценах на нефть. В таких условиях нефтяники сохраняют прибыльность лишь за счет переработки и нефтехимии.
ConocoPhillips в этом отношении сложнее других. Четыре года назад, в период высоких цен на нефть и низкой рентабельности НПЗ, компания выделила свой перерабатывающий бизнес и сбытовую сеть в отдельную структуру Phillips 66.
В такой ситуации добыча нефти в США поддерживается за счет дешевых денег. И если крупные вертикально-интегрированные компании могут диверсифицировать производство и получить доступ к новым кредитам, несмотря на стремительный рост долговой нагрузки, то многие мелкие и средние предприятия уже неспособны привлекать необходимое финансирование и объявляют себя банкротами.
По данным адвокатской фирмы Haynes and Boone на 19 октября 2016 г, банкротами стали 105 нефтегазовых компаний Северной Америки. В конце 2015 г. их насчитывалось всего 44. При этом совокупный долг компаний-банкротов достиг почти $68 млрд, включая необеспеченную задолженность в размере $40,6 млрд.
МИНИСТР ХАММ
Трамп, как представитель реального сектора экономики, является сторонником протекционизма, для которого America comes fist. Этим принципом он будет руководствоваться, формируя свою президентскую команду.
Наиболее вероятный кандидат на должность министра энергетики - владелец Continental Resources,
миллиардер Харольд Хамм. Именно он во время предвыборной компании был одним из ближайших сподвижников Трампа и его советником по вопросам энергетики. Возглавляемая Хаммом Continental Resources стала первой компанией, которая массово стала использовать метод гидроразрыва пласта для извлечения нефти на сланцевых месторождениях Северной Дакоты. Если Трамп сдержит свое обещание, то впервые за всю историю США главой энергетического ведомства страны (US energy secretary) может стать нефтяник, а не политик или экономист.
Continental Resources не миновали проблемы американской нефтяной отрасли. Из-за низких цен компания несет финансовые потери, поскольку располагает только добывающими активами в США. Чистый убыток в первом полугодии - данные за третий квартал еще не опубликованы – вырос с $131,6 млн до $317 млн.
Неудивительно, что в такой ситуации владелец Continental Resources выступает за поддержку нефтяников со стороны государства и неоднократно жестко высказывался по отношению к защитникам окружающей среды и сторонникам "зеленой энергетики", которые выступают за ограничение объемов бурения, ужесточение требований к нефтяникам и против агрессивных методов добычи.
"Каждый раз, когда нам не разрешают пробурить скважину, происходит финансирование терроризма … Любое обременительное требование законодательства ставит под угрозу жизнь американцев" – восклицал Хамм на съезде республиканской партии.
По мнению Хамма, нефтяная отрасль является для США стратегической, и только собственная добыча может обеспечить энергетическую независимость страны от государств Ближнего Востока, которых он публично обвиняет в поддержке терроризма.
В ПОИСКАХ СПАСАТЕЛЬНОГО КРУГА
Проводимая ФРС политика количественного смягчения создала материальную основу для "сланцевого бума". В разработку месторождений трудноизвлекаемой нефти были вложены огромные средства. По оценкам американских экспертов, в разгар "сланцевой революции" в нефтегазовой отрасли США – напрямую или косвенно – были заняты около 10 млн человек. На пике, в январе 2012 г. в США были задействованы 2003 буровые установки из 3751, используемых в мире.
Сейчас в США эксплуатируются всего 569 установок. Многие нефтяники потеряли работу, уровень жизни их семей значительно снизился. Не удивительно, что Техас – кладовая углеводородов США – несмотря на большой процент испаноязычных сторонников демократов, проголосовал за Трампа.
Нефтяникам, работающим внутри США, нужна протекционистская политика. Опираясь на государственную поддержку американские компании – по крайней мере, многие из них – способны поправить свое финансовое положение и увеличить объемы производства. Рост добычи и уменьшение импорта в США станет сдерживающим фактором для нефтяных цен, но для этого Трамп должен сдержать свои предвыборные обещания и назначить Хамма ответственным за политику в области энергетики.
Для экономики России, зависимость которой от нефтегазовых доходов все еще велика, избрание Трампа скорее негативно, поскольку его политика может стать серьезным препятствием для роста нефтяных цен. Но только в том случае, если развитие страны ставить в прямую зависимость от ситуации на рынке нефти и газа
https://1prime.ru/energy/20161111/826779798.html