КОМ преткновения: участники энергорынка не договорились о новых правилах
МОСКВА, 17 апр - ПРАЙМ. Очередное обсуждение новых правил конкурентного отбора мощности (КОМ) на рынке электроэнергии на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича в пятницу не принесло результатов. Как сообщили РИА Новости источники, знакомые с ходом совещания, никаких конкретных решений принято не было.
Подготовленный Минэнерго проект постановления правительства об изменении правил проведения конкурентного отбора мощности, как и предыдущие предложения ведомства, вызывают нарекания и потребителей, и производителей энергии.
Энергетики недовольны конкурентным отбором
По существующим правилам КОМ проводится на год вперед. В результате отбора выбирается самая дешевая генерация для оптового рынка. Эта генерация получает фиксированную оплату мощности.
Согласно действующим правилам КОМ, если ценовая заявка электростанции была высокой и не прошла КОМ, то станция может получить статус "вынужденной генерации". Вынужденной признается генерация, которая не может быть выведена из работы в связи с угрозой нарушения энергоснабжения в регионе. Самим энергокомпаниям зачастую выгодно, чтобы их далеко не самые эффективные станции получали этот статус, так как в этом случае генерация получает повышенные, по сравнению с ценой КОМа, платежи за мощность.
По итогам КОМ на 2015 год статус вынужденной генерации, по данным "Системного оператора ЕЭС", получило 18,1 ГВт мощности, что более чем вдвое превышает результат 2014 года. В итоге, по оценкам экспертов "СО ЕЭС", дополнительная финансовая нагрузка на потребителей достигнет 38 миллиардов рублей (27,5 миллиарда рублей в 2014 году). В последующие годы, по прогнозам экспертов, объем вынужденной генерации будет увеличиваться.
Согласно данным регулятора энергорынка НП "Совет рынка", около 70% станций вынужденной генерации в 2013 году работали с коэффициентом использования установленной мощности ниже 50%. Таким образом, рост объема неэффективной вынужденной мощности противоречит одной из основных целей энергореформы — обновлению старых мощностей.
Новые правила игры
В проекте постановления Минэнерго предлагает отказаться от потолка цен на мощность, а при определении цены мощности по итогам КОМ отсекать и не учитывать 15% самых дорогих ценовых заявок энергокомпаний в ценовой зоне оптового рынка электроэнергии и мощности (всего зон две: первая - центр РФ и Урал, и вторая – Сибирь).
В документе уточняется порядок участия в КОМ гидроэлектростанций. Министерство предлагает ввести механизм учета возможности наступления маловодного года. Для всех электростанций предлагается ввести коэффициент, отражающий надежность их работы. В случае надежной работы станции он будет равен единице. Также предусматривается применение понижающего коэффициента, равного 0,7. Как сообщил РИА Новости представитель пресс-службы министерства, введение коэффициента будет стимулировать собственников генерации выводить с рынка старую и ненадежную мощность.
Кроме того, Минэнерго предлагает ужесточить требования для участия в КОМе генерирующего оборудования возрастом старше 55 лет, допуская к отбору оборудование с коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ) выше 30%. Сейчас этот порог составляет 8%.
Министерство энергетики также предлагает сохранить статус вынужденных поставщиков мощности по теплу, ограничив при этом в 2016–2017 годах цену их мощности уровнем 2015 года. Статус вынужденных по теплу должен был перестать действовать с 1 июля 2015 года, но против этого выступили генерирующие компании, в частности, "Газпром энергохолдинг".
В свою очередь "Совет рынка" предупреждает, что продление статуса может привести к резкому скачку цен на мощность на 2016 год. "Неэффективная старая генерация, поставляющая тепло (порядка 50% мощности всей тепловой генерации в РФ) и заручившаяся поддержкой властей, не заинтересованных в закрытии станции, будет "разгонять" цену на мощность в ходе КОМ", - опасается энергорегулятор.
Главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Наталья Порохова полагает, что предложения Минэнерго все же смогут минимизировать платежи потребителей.
"Предложения предусматривают замену price-cap (предельный уровень цены), устанавливаемого административно, на "рыночный" price-cap, который будет соответствовать самой дорогой заявке из 85% предложений в ценовой зоне. В условиях избытка мощности и высокой конкуренции на рынке, по моим прогнозам, такой потолок сложится примерно на уровне текущих цен. Актуальность ограничения платежей за "старую" мощность для потребителей связана с тем, что плата за мощность в 2016-2017 годах будет ключевым драйвером роста цены для потребителей, за счет роста платы по проектам ДПМ (договор предоставления мощности - ред.)", - считает Порохова.
Потребители недовольны
Между тем представитель НП "Сообщество потребителей энергии" сообщил РИА Новости, что позиция партнерства не изменилась и к предложениям Минэнерго остаются претензии, высказанные в письме к министру энергетики Александру Новаку в конце марта.
Члены НП считают, что представленные Минэнерго предложения не содержат изменений, направленных на сокращение оплачиваемых потребителями объемов генерирующих мощностей сверх необходимого для покрытия спроса. По оценкам сообщества, предложение по ужесточению существующих технических требований для участия в КОМ на 2016 год к оборудованию старше 55 лет сократит объем оплачиваемой мощности на 3,6 ГВт и это для них хорошо. Но предложение по учету генобъектов с низким коэффициентом надежности по итогам года приведет к увеличению оплачиваемой мощности на 2,3 ГВт.
"Предложения по изменению механизма ценообразования в КОМ и введение минимальной цены КОМ (price-cap снизу) и учет риска маловодного года искусственно увеличивают объем платежа за мощность", - считают в партнерстве.
При этом в "Сообществе потребителей" не согласны и с предложением главы "Газпром энергохолдинга" Дениса Федорова заморозить на год итоги КОМ на 2015 год, считая, что оно "не решает и усугубляет существующую проблему избытка генерирующих мощностей в ЕЭС России при стагнирующем спросе на мощность".
В письме к Новаку представители Сообщества отмечали, что в 2012–2014 годах объем платежей потребителей за мощность при стагнирующем спросе вырос в 1,55 раза (с 296 миллиардов рублей в 2012 году до 459 миллиардов рублей в 2015 году). В 2016 году в условиях снижения электропотребления ожидается дальнейший рост платежей потребителей. Для решения проблемы в НП предлагали, в частности, выводить без какой-либо оплаты ежегодно не менее 8 ГВт низкоэффективного геноборудования в ближайшие три года и 30 ГВт до 2020 года, ограничить доходность по ДПМ до уровня 12-14% для тепловой генерации и по договорам строительства новых ГЭС и АЭС - 10-12%, аннулировать обязательства по невостребованным объектам ДПМ без применения штрафных санкций за несвоевременный ввод таких объектов.
Со ссылкой на данные "Системного оператора ЕЭС" в письме говорилось, что объем мощности по невостребованным объектам ДПМ составляет 2,14 ГВт.
Производители тоже жалуются
Предложенные Минэнерго изменения в правила проведения КОМ не во всем устраивают и производителей энергии. "Сохранение статуса вынужденного генератора по теплу при ограничении оплаты их мощности в 2016-2017 годах уровнем 2015 года без индексации однозначно приведет к выпадающим доходам и убыткам компании, поскольку даже сейчас существующий тариф не покрывает условно постоянные затраты", - сообщил РИА Новости представитель пресс-службы "ТГК-2".
При доработке существующей модели конкурентного отбора, прежде всего, необходимо решить вопрос избытка энергомощностей, считает директор некоммерческого партнерства "Совет производителей энергии" Игорь Миронов: "Мы предложили вариант, при котором возможно управляемое снижение избытка мощностей при повышении их качества. Пока есть избыток, возможен временный вывод и повышение качества мощностей за счет модернизации".
Такой механизм позволит вводить меньший объем модернизированной мощности на конкурсной основе и обеспечивает готовность отрасли к росту спроса.
https://1prime.ru/energy/20150417/807879432.html