МОСКВА, 21 окт – ПРАЙМ, Григорий Черагин. Самая дорогая профессиональная баскетбольная лига, американская НБА (NBA - National Basketball Association), вероятно, рассматривает возможность экспансии на российский рынок. 

Косвенным подтверждением этому стал подписанный в конце сентября договор между лигой и Российской федерацией баскетбола(РФБ) о приобретении трансляций на сезон-2016/17. По условиям соглашения интернет-канал федерации каждую неделю будет абсолютно бесплатно для зрителей транслировать матчи НБА, включая матчи регулярного чемпионата, "Звездного уик-энда", серий плей-офф Западной и Восточной конференций, а также финальной серии. 

Конечно, учитывая, что только в прошлом году лига официально провела более 1200 матчей и 180 тысяч часов трансляций, это немного. Однако, вплоть до этого, матчи НБА были вовсе недоступны массовому российскому зрителю и транслировались исключительно на кабельном телевидении. 

"Главная задача РФБ – популяризация нашего любимого вида спорта. А для этого необходимо, чтобы каждый желающий имел возможность бесплатно смотреть баскетбол самого высокого уровня", - прокомментировал сделку, недавно избранный глава РФБ, а в прошлом сам игрок НБА Андрей Кириленко. 

Стоимость контракта стороны не комментируют, однако эксперты считают ее символической; да и сам Кириленко признался, что такой контракт больших денег не стоит. 

Россия стала очередной страной, попавшей под программу Official destination, которую НБА проводит для экспансии по всему миру. Еще в феврале американская компания объявила о привлечении портала Sports.ru в качестве участника этой программы. В этом статусе ресурс получил статус эксклюзивного партнера, обязуясь распространять официальный контент организации, в который входят видео и фото отчеты, новости лиги, анонсы специальных событий и акций, и вести сообщества НБА в российском сегменте социальных сетей.

Интерес НБА к российскому рынку вполне предсказуем: с одной стороны, он является одним из крупнейших в Европе, а с другой – вплоть до последнего времени группа практически не была на нем представленной. 

Почва для экспансии может оказаться очень благодатной: по данным собственного исследования НБА, 13% россиян хотя бы раз играли в баскетбол за последний год, а более 25% так или иначе интересуются новостями баскетбола. Более детальный анализ говорит, что 3-4 млн – это настоящие болельщики, порядка 10 млн следят за новостями игры от случая к случаю. И это платежеспособная аудитория: более 50% фанатов игры - это люди от 16 до 34 лет. Кроме того, аудитории знаком НБА – более 90% опрошенных знают о существовании лиги, что также позволит снизить расходы на рекламу. 

Еще один аргумент в пользу экспансии в Россию заключается в том, что лига уже представлена почти на всех других крупных рынках. В частности, матчи группы крайне популярны в Китае, этот рынок приносит лиге 39% доходов; еще 13% доходов обеспечивают другие страны азиатского региона. Неудивительно, что шесть из 14 зарубежных офисов группы расположены в Азии – в Пекине, Шанхае, Гонконге, Тайбэе, Сеуле и Мумбаи.

Второй по важности зарубежный рынок для НБА – Европа, регион приносит лиге 28% доходов. В этот же макрорегион входит и Россия, однако показатели не раскрываются. 

Также 15% дохода НБА приносят Канада и Латинская Америка и 2% - Ближний Восток и Африка. 

Сейчас у НБА два основных источника дохода. Первый – продажи прав на трансляции. Только в прошлом году Ассоциация на продаже прав телеканалам TNT и ESPN заработала около 2,6 млрд долларов. 

Второй по важности источник дохода – мерчендайзинг собственной продукции и атрибутики, на чем группа в прошлом году заработала порядка 900 млн. В России официально лицензированная продукция НБА не продается, и российские фанаты пока могут заказывать ее лишь через собственный интернет-магазин лиги. 

Косвенную поддержку в раскрутке НБА в России может оказать Тимофей Мозгов, единственный российский баскетболист в НБА, играет за Los Angeles Lakers. Россиянин является одним из самых результативных игроков - клуб подписал с ним контракт объемом в 64 млн долларов на четыре сезона. 

"Естественно, особое внимание будет к Lakers, где играет наш единственный представитель в НБА Тимофей Мозгов. Плюс выделяем топ-игры и встречи "горячих" команд", - заявлял ранее Андрей Кириленко. Неудивительно, что именно его лицо, скорее всего будет и использоваться для продвижения на родине.