Сельское хозяйство как сфера совместных интересов РФ и КНР
МОСКВА, 7 мая - ПРАЙМ. Сфера совместных интересов России и Китая затрагивает не только нефтегазовый или транспортный сектор, но включает и сельское хозяйство: китайские компании намерены инвестировать средства в создание зернового терминала, молочного кластера и предприятий по производству мяса, следует из анализа РИА Новости.
Президент РФ Владимир Путин проведет 8 мая в Москве переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, в ходе визита которого планируется подписание около 40 совместных документов. Китайский лидер собирается посетить российскую столицу и принять участие в праздничных мероприятиях, посвященных Победе в Великой Отечественной войне.
В сентябре 2014 года в Пекине состоялось первое заседание подкомиссии по сельскому хозяйству российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Тогда стороны пришли к мнению, что укрепление инвестклимата в области АПК может позитивно повлиять на развитие Дальнего Востока и повысить эффективность сельского хозяйства региона.
Совместные инвестпроекты в сельском хозяйстве реализуются, в частности, в Омской, Томской, Воронежской областях, Забайкальском крае, Приморском крае, Амурской области и в Бурятии.
Омская и Томская области
В Омской области реализуется так называемая "Пекинская программа", которая была одобрена в ноябре 2012 года. Ее суть заключается в построении на территории в Сибири, в том числе в этой области, системы крупномасштабного производства ячменя и других культур для импорта в КНР.
В ходе реализации программы будут определены сорта пивоваренного ячменя, регионы его производства и разработаны оптимальные агротехнологии, а также проработаны варианты поставок в Китай.
Китай входит в число крупнейших мировых производителей пива, однако стране остро не хватает пивоваренного ячменя. С этой целью и планируется реализовать проект в Прииртышье.
В свою очередь в Томской области предполагается создание молочного кластера - этот проект планируется реализовать совместно с рядом китайских финансовых структур и производителями. Первым этапом инвестпроекта является строительство молочной фермы на одну тысячу голов.
Бурятия
В республике реализуется сразу несколько совместных инвестпроектов с Китаем. В конце апреля 2015 года власти Бурятии и представители пекинской международной торговой компании "Цзинь Бэй Юань" подписали соглашение о строительстве производственно-логистического комплекса по добыче и бутилированию глубинной байкальской воды с объемом инвестиций в 1 миллиард рублей.
Проект предусматривает строительство завода по розливу воды мощностью до 2,5 миллиона тонн в год. Штат завода будет на 70% состоять из местного населения – это примерно 500 рабочих мест. Поступления в бюджет региона могут составить от 13 миллионов рублей с 2017 года до 45 миллионов с 2020 года ежегодно.
Кроме того, планируется создание предприятия с китайскими партнерами по выращиванию в Бурятии зерновых культур, а также организация совместной фирмы по разделению семени быков, инициаторами проекта выступают российская компания "Буян" и китайская "Менню". Сложная методика позволяет сортировать материал и использовать его для воспроизводства молочного стада, состоящего из коров, или мясного поголовья (бычки).
"Проект на стадии рассмотрения, имеется предложение ООО "Буян" к китайской компании", - сообщил РИА Новости начальник отдела инвестиций, развития агропродовольственного рынка и внешних связей Минсельхоза Бурятии Дамдин Намсараев. Он отметил, что в планах российской компании до 2020 года довести собственное поголовье племенного скота до 5 тысяч голов.
Другой проект в Бурятии - создание совместного предприятия по разведению крупного рогатого скота с китайской компанией "Ваньфу Шенкэ". "Проект предусматривает создание крупного сельскохозяйственного предприятия по производству говядины на территории Республики Бурятия. Проект на стадии разработки", - сказал Намсараев.
Забайкалье
В Забайкалье планируется создание первого приграничного российско-китайского железнодорожного транзитного терминала в точке железнодорожного перехода "Забайкальск-Маньчжурия". Создание терминала является частью комплекса проектов по организации экспорта сибирского зерна в Китай.
В рамках проекта предполагается создание транзитно-карантинного элеватора по перевалке зерна из железнодорожных вагонов на приграничной территории с автономным районом Внутренней Монголии. Объем перевалки составит до 8 миллионов тонн в год, возможность единовременного хранения зерна - до 80 тысяч тонн.
Второй этап реализации предполагает создание в течение шести лет линейных накопительных элеваторов по приемке, обработке, хранению и отгрузке зерна общей емкостью 5 миллионов тонн зерна.
Пресс-секретарь губернатора края Елена Федорова рассказала, что целями проекта является, во-первых, освоение перспективного рынка зерновой логистики и трейдинга с помощью создания инфраструктуры и экспортного коридора для сибирского зерна.
Другая цель - снятие ограничений, связанных с экспортной логистикой, а также создание инфраструктуры накопления и экспорта сибирского зерна в КНР и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
"Проект имеет уникальные конкурентные преимущества, в том числе по сравнению с дальневосточными портовыми терминалами. Предлагаемый к строительству терминал ближе на 2 тысячи километров по суше, чем порты ДВО, отсутствует морское плечо в несколько тысяч миль", - отметила Федорова.
Кроме того, проект поможет снизить и логистические издержки, поскольку в данном случае отсутствуют две дополнительные перевалки зерна – с железнодорожных вагонов в морские суда и обратно из кораблей в вагоны на территории Китая.
Воронежская область
В марте 2013 года воронежская компания "Русский кролик" и пекинская "Чжунхен Чжунсинь" подписали соглашение о создании в области совместного предприятия по производству мяса кролика мощностью до 5 тысяч тонн в год. Объем инвестиций оценивался в 100 миллионов долларов.
Предполагалось, что в СП 51% будет принадлежать российской стороне, 49% - китайской. Таким же образом планировалось распределить финансирование. Стороны ожидали, что первая очередь предприятия заработает в конце 2014 года, а весь комплекс будет построен тремя очередями по 1,7 тысячи тонн.
К настоящему времени, однако, завод пока не заработал. Осенью прошлого года китайская сторона попросила Россию содействовать в разрешении вопросов, связанных с этим проектом – в частности, касающихся землепользования, разрешения на работу, прохождения через таможню и налогообложения.
https://1prime.ru/consumer_markets/20150507/809736994.html