СМИ: На рынке продовольственного ритейла ускорилась консолидация
МОСКВА, 24 апр - ПРАЙМ. К концу I квартала 2015 г торговые площади, занимаемые российскими розничными сетями, расширились на 496 000 кв. м по сравнению с показателем годичной давности, пишет в пятницу газета "Ведомости" со ссылкой на "Рейтинг крупнейших торговых сетей FMCG" аналитической компании Infoline.
Аналитики Infoline отслеживают динамику развития 130 крупнейших продовольственных ритейлеров с оборотом от 3 млрд руб.
За последние несколько лет это рекордный квартальный прирост, констатируют авторы рейтинга. В январе – марте этого года продовольственные магазины ввели почти вдвое больше новых торговых площадей, чем в этот же период прошлого года.
Почти весь прирост площадей пришелся на десятку крупнейших российских продовольственных ритейлеров. А два лидера рынка – "Магнит" и X5 Retail Group (владелец сетей "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") – за три месяца этого года открыли вдвое больше торговых площадей, чем вся десятка крупнейших ритейлеров в I квартале 2014 г. Площади двух крупнейших ритейлеров расширились за квартал на 251 600 кв. м, а торговые пространства 10 лидеров рынка год назад – лишь на 118 900 кв. м.
Это реакция крупных участников рынка на экономический кризис, не сомневается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Инвесторы ждут от ритейла не высокой маржи, а сохранения роста бизнеса, считает он. Крупнейшие сети сделали выводы из кризиса 2008–2009 гг. – тогда такого расширения торговых площадей не было, вспоминает он.
Наиболее активно расширяются сети магазинов "у дома" и дискаунтеры. Гендиректор и основной акционер "Магнита" Сергей Галицкий еще в начале года обещал, что рост сети этой краснодарской компании будет в 2015 г рекордным – появится более 2090 новых магазинов разных форматов. Это сопоставимо со всей сетью группы "Дикси" (2195 магазинов "Дикси" и супермаркетов "Виктория" на конец 2014 г).
За январь – март "Магнит" успел расширить сеть на 409 магазинов, а торговые площади – на 21,6% до 3,73 млн кв. м. Сеть X5 Retail Group приросла за это время на 156 магазинов (все вновь открытые минус закрытые), нарастив торговые площади на 20,1% до 2,68 млн кв. м.
"Дикси" в течение I квартала открыла 143 магазина в формате "у дома", ее торговая площадь выросла на 26% до 788 000 кв м. За весь год ритейлер намерен открыть не менее 500 новых магазинов, говорит представитель "Дикси" Екатерина Куманина: "Мы не меняли планы, результат I квартала подтверждает их реалистичность". В частности, компания воспользовалась кризисной ситуацией на рынке аренды, рассказывает Куманина, хотя "нельзя сказать, что аренда существенно подешевела или что резко выросло предложение помещений, особенно в столицах".
"Ашан" за первые три месяца почти выполнил годовой план, открыв семь гипермаркетов из 10 планируемых. Его торговые площади расширились за это время на 9,4% до 812 700 кв м, говорит представитель "Ашан России" Мария Курносова.
Продовольственные сети, а особенно те, что работают в нижнем ценовом сегменте, чувствуют себя увереннее всех прочих ритейлеров и активно развиваются, констатирует начальник департамента торговых площадей консалтинговой компании JLL Татьяна Ключинская. Площади, освобождающиеся после выезда других ритейлеров, зачастую забирают себе именно продуктовые сети, отмечает она.
"Крупнейшие компании не испытывают финансовых сложностей, и мы, регионалы, все это ощущаем на себе", – говорит председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (возглавляет калининградскую торговую сеть "Семья"). У покупателей стало меньше свободных денег, падают продажи высокомаржинальных товаров, так как потребитель выбирает товары по акции и это снижает маржу ритейлера, перечисляет он.
Рентабельность небольших сетей в этом году снизилась в среднем на 2 п. п., говорит Пономарев, и, учитывая, что их средняя рентабельность по чистой прибыли составляет около 4%, эти 2 п. п. "очень болезненны".
В рознице резко ускоряется консолидация рынка, говорит Бурмистров. До сих пор аналитики, наоборот, называли российский розничный рынок фрагментированным: доля его пяти крупнейших участников в общем обороте – всего 20%, тогда как, например, в США – 45%, а в Германии – 69% (данные отчета X5 Retail Group за 2014 г.).
"Пока ужесточение конкуренции на рынке не привело к массовым закрытиям небольших розничных сетей, но к концу года мы уже можем увидеть это", – прогнозирует Бурмистров.
Небольшие региональные сети вне зоны риска, если они не закредитованы, возражает Пономарев: "Совсем трудно компаниям с оборотом 1–2 млрд руб в год, а игрокам с оборотом от 5 млрд руб ничего не угрожает: поживут на маленькой марже год-два, ничего страшного".
Тем не менее некоторые региональные торговые сети уже столкнулись с серьезными проблемами, исками о банкротстве и были вынуждены закрыть торговые точки. Например, пермская торговая сеть "Добрыня" к началу 2015 г закрыла 10 из 17 магазинов, а еще в конце 2014 г один из ее поставщиков подал иск о ее банкротстве.
https://1prime.ru/consumer_markets/20150424/808532938.html