Олимпиада в Сочи – экономический взгляд год спустя
МОСКВА, 7 фев - ПРАЙМ. Кризис в экономике РФ набирает обороты, но ведь еще год назад о нем никто не помышлял – россияне с гордостью и волнением ждали Олимпиаду в Сочи – первые в истории страны Зимние игры. Санкции, цены на нефть, обвал рубля и инфляция затмили эффект от Олимпиады, которая должна была ускорить рост ВВП примерно на 0,3 процентного пункта.
Очень сложно точно подсчитать, насколько выиграла российская экономика от проведения Игр, но ожидания от экономического успеха от Олимпиады, к сожалению, оправдались не на все 100%.
Если отвлечься от голых цифр, помимо праздника, Олимпиада и Паралимпиада принесли россиянам новые рабочие места и возможность круглый год отдыхать на курорте мирового уровня, а Краснодарский край получил инфраструктуру по последнему слову техники.
Но не только Кубань выиграла от проведения Игр, поступления подоходного налога возросли и в других регионах – ведь участвовали в этом мега-проекте жители многих российских городов.
И пусть не все компании, участвовавшие в олимпийской стройке, могут похвастаться прибыльностью своих проектов, однако большинство из них намерены выйти на окупаемость инвестиций.
Затратный проект
Всего же на подготовку Сочи к проведению Олимпиады было потрачено рекордные за историю игр 1,5 триллиона рублей, что тогда соответствовало 51 миллиарду долларов.
Из них федеральный бюджет потратил на строительство спортивных объектов 100 миллиардов рублей и свыше 400 миллиардов рублей на инфраструктуру Сочи. Привлеченные инвестиции на инфраструктуру составили порядка 900 миллиардов рублей и 114 миллиардов рублей – на спортивные сооружения, озвучивал цифры глава Минфина Антон Силуанов.
Не секрет, что больше всех выиграл от подготовки к Играм Краснодарский край, суммарные поступления в бюджет региона от налогов на прибыль и на доходы физических лиц с начала реализации олимпийского проекта ежегодно увеличивались на 5–7%.
"Эффект притока олимпийских инвестиций наиболее отчетливо проявился на краевом бюджетном уровне, выступая в качестве одного из основных факторов ежегодного (примерно на 10-15%) прироста бюджетных доходов Краснодарского края, что позволило сгладить снижение доходов в период кризиса", - сказал РИА замглавы Минэкономразвития Александр Цыбульский.
Подготовка и проведение Игр способствовала созданию малых и средних предприятий в целом по России, а общее число рабочих мест в экономике страны, созданных или поддержанных, благодаря олимпийскому проекту составило 560 тысяч.
Всего в подготовке к Олимпиаде было задействовано свыше 73 тысяч человек из многих регионов, подсчитали в Минэкономразвития.
Курорт живет
Основное финансовое бремя при подготовке Олимпиады в Сочи легло на плечи отечественного крупного бизнеса. Крупнейшим кредитором многих олимпийских строек стал Внешэкономбанк, который в общей сложности прокредитовал строительство олимпийских объектов примерно на 250 миллиардов рублей.
Владимир Потанин, сравнивший выигрыш сочинской заявки по значимости для страны с выводом советских войск из Афганистана и даже с полетом Юрия Гагарина в космос, в результате стал самым крупным частным инвестором в Олимпиаду-2014 году.
Кабмин ограничил возможность застройки территорий олимпийского Сочи >>
Инвестиции в горнолыжный курорт "Роза Хутор" составили 68,4 миллиарда рублей, из которых 12,7 миллиарда - инвестиции "Интерроса" Потанина, 55,7 миллиарда - кредит Внешэкономбанка, обслуживание которого обойдется компании еще в 12,3 миллиарда рублей.
Кроме горнолыжного комплекса, трассы которого составляют 77 километров, "Интеросс" построил также сноуборд-парк, фристайл-центр и гостиницы.
"Роза Хутор" привлекает любителей зимнего экстрима и в этом году - дополнительным стимулом попробовать склоны Красной поляны стал и обвал рубля. Горнолыжный сезон еще далек от завершения, поэтому "Интеррос" не торопится подводить итоги зимнего постолимпийского туристического сезона.
"Пока можем сказать, что на "Роза Хутор" уже побывало более 120 тысяч человек. Вообще курорт планирует принять порядка 700-800 тысяч туристов на время катания", - сообщил РИА Новости представитель "Интерроса". Заполняемость отелей в период новогодних праздников была стопроцентной, на февральские и мартовские праздники все места в курорте также забронированы, рады в компании.
По оценкам Потанина, курорт может стать окупаемым через 15-20 лет. Сейчас правительство предоставило олимпийским инвесторам отсрочку по обслуживанию кредитов до конца 2015 года. "Все вопросы касательно реструктуризации и обслуживания долга ВЭБу отложены на конец 2015 года", - сказали в "Интерросе".
Общие инвестиции "Базэла" Олега Дерипаски в олимпийские объекты составили более 45 миллиардов рублей, из них – около 25,4 миллиарда – заемные средства ВЭБа. Компания занималась строительством Олимпийской деревни, обустройством Имеретинской долины и порта, а также аэропорта Сочи.
Помимо Игр пик заполняемости отелей в Имеретинке пришелся на проведение российского этапа гонок "Формула 1" в октябре прошлого года.
В новогодние праздники загрузка отелей и апартаментов "Базэла" в Имеретинском районе приближалась к 100%, а средняя загрузка летом 2014 года составляла 87%, а заявки на летний сезон-2015 поступают уже сейчас. Зарубежный туристический поток пока невелик, но он равномерно растет месяц от месяца, рассказал РИА Новости заместитель генерального директора "Базового Элемента" Андрей Елинсон.
"Сейчас, учитывая, что комплекс был передан оргкомитетом "Сочи-2014" структурам "Базэла" только весной прошлого года, трудно подводить какие-то, даже промежуточные, итоги", - говорит Елинсон.
В настоящее время "Базэл" тоже ведет переговоры с ВЭБом о реструктуризации задолженности по олимпийским проектам. "Мы выполнили свою часть сделки – построили в срок все необходимые объекты. Они прошли проверку Олимпиадой и Паралимпиадой, их функционирование не вызвало нареканий ни со стороны участников и гостей Игр, ни со стороны государства. Мы хотим, чтобы нам обеспечили простую возвратность наших вложений, механизмов для этого масса", - делится топ-менеджер "Базэла".
Владелец горнолыжного курорта "Горная карусель" в Красной поляне – Сбербанк - планирует продать свои олимпийские активы компании, 100% акций которой принадлежат Краснодарскому краю, через подконтрольный банку "СВК холдинг".
Объект построен в горном кластере Сочи к Олимпиаде: здесь находится сеть и конгресс-центр, где располагался олимпийский медиацентр. В "Горной карусели" проходили соревнования по прыжкам с трамплинов. На данный момент сделка не закрыта.
Не остался в стороне от подготовки к Играм и "Газпром", который отвечал за модернизацию энергоснабжения Сочи и построил морской газопровод, питающий Адлерскую ТЭС.
Компания построила горную олимпийскую деревню и инфраструктуру для горно-туристического центра и лыжно-биатлонный комплекс. Сейчас эти объекты вошли горно-туристический центр "Газпрома" и используются как центр для тренировок российских спортсменов.
Пассажиры едут в постолимпийский Сочи
Сочи получил к Олимпиаде современную транспортную инфраструктуру: было введено в эксплуатацию 54 объекта. Это 370 километров дорог, транспортных развязок, мостов, эстакад и тоннелей, более 200 километров железнодорожных линий, новые вокзалы, объекты портовой и аэродромной инфраструктуры.
РИА Новости попыталось выяснить, насколько популярен постолимпийский курорт у железнодорожных и авиационных пассажиров.
По словам представителя РЖД, во время Олимпиады - с 25 января по 20 марта 2014 года - пассажиропоток поездов дальнего следования в Адлер возрос в 1,5 раза - почти до миллиона человек. Спустя почти год после Олимпиады поток железнодорожных пассажиров в Сочи не снижается. Исходя из данных РЖД, курорт в новогодние праздники-2015 пользовался популярностью у пассажиров поездов. По железной дороге на зимние каникулы в Сочи отправились свыше 217 тысяч человек – на 15% выше показателя предыдущего сезона.
РЖД отвечали и за железнодорожные перевозки по олимпийским маршрутам в Сочи. В период проведения Игр электропоездами "Ласточка" перевезено 4,764 миллиона человек - треть объема перевозок за 2014 год. При этом РЖД понесли убытки примерно в 1,5 миллиарда рублей, перевозя 9 месяцев пассажиров "Ласточек" по льготным тарифам.
В конце прошлого года компания даже планировала приостановить перевозки в регионе из-за этой ситуации. Позднее администрация Краснодарского края и РЖД урегулировали вопрос. По предварительным данным, перевозки в Сочи за январь 2015 года составили свыше 250 тысяч человек.
Не жалуются на пассажиропоток и авиаперевозчики. Согласно предварительным данным, в январе 2015 года аэропорт "Сочи" на внутренних и международных направлениях обслужил 205,21 тысяч пассажиров, что на 21% больше, чем в январе 2014 года, сообщили РИА Новости в "Базэл Аэро", которая управляет аэропортом.
"Рост пассажиропотока в международном аэропорту "Сочи" обусловлен неснижаемым интересом к курорту как центру туризма и активного отдыха, трансформацией его в результате подготовки к Олимпиаде во всесезонный. Только в дни новогодних праздников – с 1 по 12 января - аэропорт обслужил около 100 тысяч пассажиров, что на 45% больше, чем за этот же период прошлого года", - отметили в "Базэл Аэро".
Пассажиропоток авиакомпании "Трансаэро" на рейсах между Москвой и Сочи в январе 2015 года увеличился более чем в 2 раза, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сказали РИА Новости в авиакомпании "Трансаэро". "Трансаэро" выполняет по этому маршруту до 28 рейсов в неделю.
Не отстает от своего конкурента и другой крупный перевозчик в Сочи - "ВИМ-Авиа", официальный представитель которого также отметил двойной рост пассажиропотока из Москвы. "В январе 2015 года было перевезено 7,15 тысячи человек, тогда как годом ранее этот показатель составлял 3,72 тысячи пассажиров", - отметил собеседник агентства.
Ложка дегтя
Олимпиада не произвела положительного экономического эффекта, считает директор института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он напомнил, что по итогам первого полугодия 2014 года прирост ВВП в годовом выражении составил 0,8%. По итогам 2013 года этот показатель был на отметке 1,3%, в 2012 году он составлял 3,4%, в 2011 году и вовсе достигал 4,3%.
"Тогда не было никаких санкций, никакого падения цен на нефть, экономика неуклонно замедлялась и, фактически, к середине прошлого года перестала расти. Отсюда, к сожалению, можно сделать вывод, что надежды на то, что крупные проекты простимулируют нашу экономику, не оправдались", - отметил эксперт.
"Когда смотришь на то, что происходит в Имеретинской низменности, на это запустение, тогда понимаешь, что Олимпиада превратилось в памятник расточительству. Этот памятник будет нам долго напоминать то, как мы, не считаясь ни с чем, выкинули такие огромные деньги. Для экономики, скорее, отрицательный эффект. Положительный эффект экономика не показала", - считает он.
Главный экономист МТС-банка Евгений Надоршин считает, что пока рано судить об экономической эффективности олимпийских расходов. "Понятно, что определенный плюс для инфраструктуры Сочи сыграли подешевевший рубль и частично санкции. Но надо ждать не один год, прежде чем станет понятно, насколько этот всплеск интереса к Сочи, который мы наблюдали этой зимой, будет устойчив", - сказал он РИА Новости.
Однако уже сейчас понятно, что удачными инвестициями в инфраструктуру олимпийского Сочи могут похвастаться далеко не все компании. Так, электрогенерирующая ТГК-2 планировала построить к Олимпиаде Кудепстинскую ТЭС и рассчитывала на возврат инвестиций в рамках договора на предоставление мощности (ДПМ) на энергорынок. Затраты ТГК-2 при подготовке к строительству Кудепстинской ТЭС составили более 1,5 миллиарда рублей, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы энергокомпании.
После многочисленных протестов экологов правительство РФ отказалось от возведения станции. В сентябре 2014 года Минэнерго внесло на рассмотрение вопрос о переносе ДПМ на объект в Грозный, однако решение еще не принято. Компания рассчитывает частично компенсировать понесенные затраты, продав закупленное оборудование. Кроме того, по условиям ДПМ энергокомпании грозят штрафы за то, что станция не была построена. Пока ДПМ числится за ТГК-2, есть основания для их взимания. Однако штрафы начислялись только в сентябре-ноябре 2014 года, потом "Совет рынка" освободил от них ТГК-2.
https://1prime.ru/consumer_markets/20150207/801999171.html