МОСКВА, 2 мар - ПРАЙМ. Чистый убыток крупнейшего перевозчика России группы "Аэрофлот" по МСФО в 2014 году составил 17,1 миллиарда рублей против чистой прибыли 7,33 миллиарда рублей годом ранее, сообщил журналистам заместитель гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами Шамиль Курмашов.

Консенсус-прогноз, составленный РИА Новости по итогам опроса аналитиков, предполагал убыток в 27,84 миллиарда рублей.

Чистая прибыль "Аэрофлота" по итогам года выросла на 18,5% >>

"Группа показала положительную операционную прибыль, несмотря на действие внешнеэкономических факторов, что связано с нашим фокусом на эффективности и контроле над расходами. Неденежная переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые "бумажные" корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами, привели к чистому убытку группы по МСФО в размере 17,1 миллиарда рублей", - сообщил Курмашов.

По его словам, скорректированная на влияние указанных факторов чистая прибыль группы по МСФО составила 10,8 миллиарда рублей. Операционная прибыль в 2014 году составила 11,3 миллиарда рублей (снижение на 43,1%).

Выручка EBITDA

Выручка группы "Аэрофлот" в 2014 году по МСФО выросла на 9,9% - до 319,8 миллиарда рублей. Консенсус-прогноз предполагал выручку в размере 313,42 миллиарда рублей.

Согласно сообщению компании, такая динамика в основном связана с ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок (на 10% - до 253,6 миллиарда рублей на фоне увеличения пассажиропотока группы на 10,7%) и прочей выручки (на 27% - до 42,4 миллиарда рублей в основном из-за увеличения доходов по соглашениям с авиакомпаниями, доходов от программы "Аэрофлот Бонус" и заправки топливом).

Расходы "Аэрофлота" на выплаты топ-менеджерам увеличились в два раза >>

Выручка от чартерных перевозок снизилась на 12,5% - до 15,023 миллиарда рублей из-за общей рыночной динамики в данном сегменте. Выручка от грузовых перевозок сократилась главным образом в связи с решением ОАО "Аэрофлот" приостановить деятельность своего парка грузовых самолетов в 2013 году и осуществлять грузоперевозки в багажных отделениях пассажирских самолетов.

Показатель EBITDA в 2014 году сократился на 22% по сравнению с предыдущим годом и составил 24,8 миллиарда рублей (24,96 миллиарда рублей в консеснус-прогнозе), EBITDAR – на 4,6% - до 48,7 миллиарда рублей, рентабельность по EBITDA – составила 7,8% против 10,9% годом ранее, по EBITDAR – 15,2% против 17,5% год назад.

Расходы и долг

Операционные расходы группы в 2014 году выросли на 13,8% - до 308,5 миллиарда рублей. В частности, расходы на авиатопливо увеличились на 10,2% - до 87,199 миллиарда рублей. "Данный рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок группы, расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов", - поясняет компания.

Расходы на обслуживание воздушных судов и расходы по обслуживанию пассажиров выросли на 15,6% - до 61,1 миллиарда рублей. Это в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам (рост на 7,7%), расширением масштабов деятельности и объемов перевозок (рост на 3%) и изменением тарифов на услуги (рост на 4,9%).

Расходы на оплату труда увеличились на 15% - до 52,148 миллиарда рублей. Динамика, по данным компании, обусловлена ростом численности персонала группы и увеличением объемов работ (на 4,3%), индексацией заработных плат в конце 2013 года (на 2,2%), действием прочих факторов (на 8,5%), в том числе пересмотром системы мотивации в "дочках" для приведения ее в соответствие со стандартами "Аэрофлота".

Общий долг группы по состоянию на конец 2014 года вырос на 1,3% по сравнению с началом года и составил 174,3 миллиарда рублей. Согласно сообщению, это связано преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения курса рубля по отношению к доллару и евро.

"По состоянию на 31 декабря 2014 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 21,6 миллиарда рублей", - говорится в сообщении "Аэрофлота".

Государство владеет 51,17% акций, "дочка" авиакомпании "Аэрофлот-финанс" - около 5,6% акций, "Ростеху" принадлежит 3,55% акций "Аэрофлота".