Эксперты: Заморозка тарифов "Трансаэро" осложнит ситуацию в отрасли
МОСКВА, 29 дек - ПРАЙМ. Заморозка тарифов крупной авиакомпанией может привести к углублению проблем отрасли, сказала РИА Новости аналитик ИК "Регион" Алла Юрова.
Вторая по величине российская авиакомпания "Трансаэро" объявила в минувшую пятницу, что полностью поддерживает принцип замораживания цен и в 2015 году не будет повышать тарифы на свои рейсы по России. Кроме того, компания намерена на тех внутренних маршрутах, где является единственным перевозчиком, снижать тарифы на 5-7%.
"Принцип замораживания цен на внутренних рейсах одним из ведущих игроков рынка со значительными провозными емкостями окажет негативное влияние на экономику внутрироссийских рейсов всех авиаперевозчиков, что приведет к углублению проблем отрасли", - считает Юрова.
"Трансаэро" в 2015 году не будет повышать цены на полеты внутри России >>
Эксперты отрасли уверены, что для покрытия растущих ставок по лизинговым платежам за самолеты из-за падения рубля авиакомпаниям придется повышать тарифы на внутренних направлениях. Руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин ранее говорил, что тарифы в 2015 году увеличатся минимум на 10%.
Гендиректор агентства по продаже авиабилетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский сказал РИА Новости, что вводимые "Трансаэро" меры похожи на начало ценовой войны. "Действия "Трансаэро" подтолкнут рынок к ответным шагам, что только ухудшит общую ситуацию в отрасли и потянет наиболее слабые авиакомпании на дно", - сказал Фаминский.
Юрова пояснила, что в текущей ситуации авиакомпаниям следует сконцентрироваться на повышении доходной ставки. "Однако на фоне снижения реальных доходов населения это возможно только при сокращении провозных емкостей", - отмечает аналитик.
Ранее "Трансаэро" скорректировала планы по закупке самолетов: вместо новейших четырех Boeing 787 Dreamliner компания в 2015 году получит хорошо известные на рынке Boeing 747-8 Intercontinental, писал "Коммерсант". Также перенесены на более поздние сроки поставки шести SSJ-100 в базовой версии. В компании это объясняли тем, что постоянно меняющиеся коммерческие условия работы перевозчика отражаются на ее флоте.
Высокая поддержка
По словам Юровой, "Трансаэро", проводя агрессивную ценовую политику, пытается загрузить парк своих самолетов в условиях сужения спроса. "Для реализации таких решений авиакомпания должна иметь некоторый запас финансовой прочности", - подчеркнула аналитик.
В начале декабря "Коммерсант" писал, что одной из основных проблем "Трансаэро" считается высокая долговая нагрузка. Общий объем обязательств компании по РСБУ на конец третьего квартала — почти 120 миллиардов рублей, выручка - 86 миллиардов рублей, а чистая прибыль — 129 миллионов рублей. По МСФО на конец первого полугодия объем краткосрочных кредитов и займов компании составил 21 миллиард рублей, долгосрочных — 33 миллиарда рублей.
"Трансаэро" сообщала, что взаимодействует с крупными финансовыми партнерами по привлечению средств различными финансовыми инструментами. Также авиакомпания ведет переговоры с российскими и зарубежными инвесторами по участию в ее капитале, в том числе с крупнейшим банком Китая ICBC.
На прошлой неделе правительство РФ предоставило "Трансаэро" госгарантию до 9 миллиардов рублей на срок не менее 3 лет для финансирования основной производственной и операционной деятельности.
За рубеж - дешево
Неделей ранее "Трансаэро" отменила взимание топливного сбора на международных рейсах. В авиакомпании поясняли, что мера связана с "непростой экономической ситуацией, которая в первую очередь вызвана внешними факторами".
Размер топливного сбора зависит от протяженности маршрута и исчисляется в евро.
Следует учитывать, что чем дальше перелет, тем выше вклад топливного сбора в стоимость билета и тем выше убытки авиакомпании при отказе от него, говорил РИА Новости Фаминский.
"Отмена топливного сбора на международных рейсах направлена на поддержание доступности конечных цен в условиях повышения курса евро", - считает Юрова. Ряд других авиакомпаний поддерживают цены в своих системах бронирования, применяя скидки, добавила она.
В 2014 году за 11 месяцев пассажиропоток всех российских авиакомпаний на международных маршрутах вырос на 4,1%, а на внутренних — на 18%, сообщала Росавиация. В 2013 году прирост составил 17,9% и 10,9% соответственно.
Дальше - хуже
Эксперты отрасли уверены, что при сохранении тенденций 2014 года в следующем году необходимо быть готовым к серьезному "минусу" по спросу на авиаперевозки, поэтому борьба за пассажира для авиакомпаний важна не меньше изменения моделей в целом в сложившихся рыночных условиях.
Авиаперевозчики уже начали пересматривать свои стратегии развития. "Трансаэро" скорректировала планы по закупке самолетов. Оказавшаяся в сложном финансовом положении из-за курса валют "ЮТэйр" начала реструктуризацию и рассчитывает в 2015 году на сокращении флота, персонала и маршрутов сэкономить 10 миллиардов рублей.
"Аэрофлот" при рассмотрении программы развития до 2020 года решил, что некоторые области требуют дополнительной оптимизации и утвердил стратегию лишь до 2017 года. Он впервые за несколько лет получил убыток в промежуточной отчетности МСФО: по полугодию убыток составил 1,905 миллиарда рублей против 45 миллионов рублей чистой прибыли годом ранее.
https://1prime.ru/companies/20141229/799134245.html