МОСКВА, 25 ноя - ПРАЙМ. Аэропорт Шереметьево намерен с 2018 года стать базовым не только для Sky Team, но и еще одного авиационного альянса, говорится в долгосрочной программе развития ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) на 2015-2024 годы.

Документ до конца ноября должен быть рассмотрен российским правительством.

Всего в мире действуют три авиационных альянса Sky Team (из российских компаний входит "Аэрофлот", летает из Шереметьево), oneworld (входит S7 Airlines, авиакомпании альянса летают в основном из Домодедово) и Star Alliance (нет российского партнера, крупнейший участник - Lufthansa, рейсы выполняются из Домодедово и Внуково).

Какой именно второй альянс планирует привлечь Шереметьево, в программе не указано. Привлечение авиакомпаний из другого альянса необходимо аэропорту для того, чтобы снизить зависимость от альянса Sky Team, говорится в документе. Из 29,3 млн человек, обслуженных в Шереметьево, на "Аэрофлот" приходится более 21 млн пассажиров, следует из годового отчета МАШ за 2013 год.

"В аэропортах с пассажиропотоком от 30 млн до 60 млн пассажиров средняя доля лидирующего перевозчика в 2,3 раза ниже, чем в МАШ", - ссылаются авторы программы на мировой опыт.

"Стратегия работы с единственной авиакомпанией приводит к значительным рискам", - говорится в документе.

Среди таких рисков - давление перевозчика на работу аэропорта. Например, аэропорт Charlotte (Северная Каролина) стал предметом разбирательств Федеральной администрации по авиации США в 2008 году из-за высокой доли US Airways и ее возможности влиять на позиции в расписании, поясняется в программе.

Еще один риск - отсутствие ценовой конкуренции: одни из самых высоких цен на авиабилеты в США - в аэропорту Memphis International (Мемфис, штат Теннесси), что во многом объясняется отсутствием конкурентов у Delta.

Наконец, при сокращении присутствия авиакомпании мощности аэропорта становятся невостребованными. Авторы программы приводят в пример аэропорт Cincinatti (Цинциннати, Огайо), где после сокращения рейсов Delta пришлось демонтировать два из трех терминалов.

Но "Аэрофлот" и члены альянса Sky Team останутся приоритетными перевозчиками для Шереметьево, подчеркивается в программе. Компании, входящие в Sky Team и второй привлеченный альянс, постепенно вытеснят из Шереметьево перевозчиков, не входящих в мировые альянсы. К 2024 году Шереметьево планирует полностью отказаться от обслуживания таких авиакомпаний.

Один из таких крупных перевозчиков - "Трансаэро" - уже начинает сворачивать полеты из аэропорта, хотя партнеры называют это временным решением, связанным с реконструкцией северной зоны МАШ.

К 2024 году пассажиропоток Шереметьево достигнет 52 млн человек, прогнозируется в программе аэропорта. 45 млн пассажиров придется исключительно на группу "Аэрофлот" и ее партнеров по Sky Team, а второй привлеченный альянс будет обслуживать в аэропорту 7 млн пассажиров.

Стратегия "Аэрофлота" предусматривает, что к 2025 году группа будет перевозить около 70 млн пассажиров в год, сообщили ТАСС в пресс-службе компании, не уточнив, какой объем перевозок будет приходиться на Шереметьево. Во время подготовки соглашения о партнерстве между МАШ и "Аэрофлотом" сообщалось, что через Шереметьево к 2025 году должно проходить не менее 50 млн пассажиров "Аэрофлота" и альянса Sky Team.

Если же темпы развития "Аэрофлота" будут превышать заложенные в стратегию МАШ, приоритет "целесообразно отдавать обслуживанию "Аэрофлота", говорится в документе.

Подготовленная программа развития МАШ включает риск частичного ухода "Аэрофлота" в Домодедово с 2016 года. Это связано с инфраструктурными ограничениями в Шереметьево. Но, как прогнозируется в документе, "за счет появления новых терминальных мощностей "Аэрофлот" может вернуть рейсы внутренних воздушных линий в Шереметьево с 2018 года".

Долгосрочная программа разработана по решению совета директоров компании в соответствии с поручением президента РФ в послании Федеральному собранию в 2013 году. С сентября документ проходит процедуру согласования в профильных министерствах и ведомствах, и до конца ноября планируется к рассмотрению на правительстве, сообщили ТАСС в пресс-службе Шереметьево.

Основным акционером МАШ является Росимущество (83,04%). "Аэрофлот" владеет 8,9% акций, еще 4,2% - у ВЭБ и 3,7% - у ВТБ.