Данные Росстата за февраль по российской экономике выглядят неплохо: большинство наиболее значимых индикаторов смогло развеять опасения в отношении надежности слабых январских цифр. Тем не менее, с начала года экономика подверглась существенным вызовам, негативные последствия которых будут проявлены в ближайшие 2-3 месяца. Главной тенденцией, которая будет на это влиять, остается девальвация рубля, еще не проявленная в полной мере.

Промышленность в феврале смогла заметно вырасти. Тем не менее, делать поспешных выводов не стоит: рост в годовом выражении на 2.1% во многом вызван эффектом слабой базы 2013 г., когда промпроизводство неожиданно сократилось на 3.1% г/г. В добывающих отраслях, которые за последний год являлись локомотивом скромного роста промышленности, повышение объемов выпуска не достигло среднего значения за 2013 г. (1.1% г/г), прибавив лишь 0.8% г/г. Во многом это произошло благодаря сохранению роста в добыче газа и угля, тогда как в нефтяных и горнодобывающих отраслях наблюдалось снижение. В обработке рост составил 3.4% г/г, однако это скорее эффект низкой базы 2013 г., нежели реальный признак активизации. По группам товаров стоит отметить сохранение умеренных темпов производства продуктов питания и товаров повседневного спроса. Окончательно убедившись в слабых перспективах капитальных инвестиций, производителям не остается ничего другого, кроме как рассчитывать на конченый спрос. Стоит отметить, что февральские данные по промышленности могли бы быть еще лучше, однако относительно теплая погода продолжила оказывать давление на объем коммунальных услуг. Перспектива промышленности пока выглядит сдержанно. В условиях ослабления рубля поддержку смогут почувствовать только добывающие сегменты промпроизводства, тогда как обрабатывающим отраслям придется мириться со слабеющим потреблением.

Динамика капитальных инвестиций в феврале также была лучше первого месяца года. Однако здесь пока приходится говорить лишь о сокращении отрицательных темпов роста. Сокращение капвложений в феврале составило 3.5% г/г, что вдвое лучше январской цифры. В строительстве наблюдается аналогичная картина. Тем не менее, перспектива улучшения в сфере капитальных инвестиций сейчас выглядит особо призрачной. Если при относительно стабильном курсе рубля и умеренных темпах потребления компании не находили причин для осуществления инвестиций, то сейчас в этот ряд добавляется и девальвация рубля, которая фактически ликвидирует перспективу инвестиций в большинстве секторов экономики из-за удорожания иинвестпрограмм, за исключением ориентированных на экспорт отраслей. С учетом возможных убытков банков от негативной динамики на финансовых рынках в феврале, кредитование может быть ограничено ростом давления на капитал.

Конечное потребление пока не сдается, но объективные риски его замедления в ближайшем будущем присутствуют. Оборот розницы в феврале поднялся на 2.7% г/г до 4.1% г/г. Причиной тому стало вовсе не улучшение благосостояния населения, а скорее активизация девальвационных ожиданий. В структуре продаж рост в продуктах питания составил лишь 1.3% г/г, тогда как в непродовольственной группе товаров – на 6.4% г/г. В условиях обесценения рубля население склонно снизить норму сбережений и осуществить отложенные ранее покупки до того момента как цены будут повышены. Аналогичная ситуация наблюдалась и в конце 2008 г. Доходы населения в феврале заметно выросли. Рост реальных зарплат составил 6.0% г/г против 5.2% г/г по итогам 2013 г. Небольшое восстановление на рынке розничного кредитования (+1.2% м/м) помогло также выйти из отрицательного значения реальным располагаемым денежным доходам. В феврале они выросли на 1.0% г/г против снижения на 1.5% г/г в первом месяце года. Тем не менее, в перспективе текущего полугодия, по мере отражения девальвации рубля на инфляции, которая в свою очередь отнимет у населения часть доходов, конечное потребление будет снижаться.

Политика Центробанка в значительной мере помогла справиться с паникой в феврале. Регулятор временно повысил ключевую процентную ставку до 7.00% в рамках компенсирующего действия на ослабление рубля и инфляцию. Между тем, несмотря на очевидные риски для темпов экономического роста, ЦБ РФ продолжил риторику антиинфляционной политики. Шансы дальнейшего ужесточения монетарных условий выглядят реальными в том случае, если проекция ослабления рубля на цены будет существенной. Мы не исключаем, что если инфляция в текущем полугодии приблизится к темпам 7.0% г/г против текущих за февраль 6.2% г/г, то регулятор может поднять ключевую ставку еще на 50 бп.

Несмотря на заметное улучшение февральской статистики по сравнению с январем, обольщаться не стоит. Впереди нас ожидает отражение в экономических процессах ужесточения процентной политики ЦБ РФ, а также проекция девальвации рубля на инфляцию. Первое может сократить спрос на корпоративные кредиты, второе – заставит население ограничить потребительскую активность. Таким образом, российская экономика уже с марта может начать демонстрировать отрицательные темпы роста. Мы намерены пересмотреть свой прогноз по росту российского ВВП в текущем году (2.3%) по итогам I квартала, при этом полагаем, что он может оказаться скорее близким к результатам 2013 г. (1.3%).