События на политической арене Украины начиная с пятницы, 21 февраля, разворачивались крайне быстрым образом. Президент страны Виктор Янукович пошел на подписание мирного соглашения с оппозицией, которое предполагало ранние президентские выборы, конституционные изменения, а также формирование правительства "национального единства". Подобные действия получили одобрение со стороны США, Евросоюза и других членов бизнес-сообщества, но не были поддержаны Россией по официальной причине недостаточности полномочий для подписания подобного рода соглашений.

Однако уже в субботу Янукович вынужден был покинуть Киев и направиться в Харьков, тогда как в столице Верховная Рада предприняла попытку назначения нового, временно исполняющего обязанности президента из оппозиции - Александра Турчинова, сторонника освобожденной в этот день из тюрьмы Юлии Тимошенко. Янукович в ответ выпустил заявление, отрицающее его отставку, а происходящее в стране назвал государственным переворотом. Комментарии министра иностранных дел России - Сергея Лаврова - в целом поддерживали подобную точку зрения и также отражали опасения сохранности территориальной целостности страны, что, по нашему мнению, является наибольшим краткосрочным риском для Украины. Однако власть на данный момент все же перешла к оппозиции.

Перспектива нового президента и правительства получила явную поддержку Запада - как США, так и ЕС, которые показали свою готовность предоставить Украине финансовую помощь. Последняя наверняка будет получена либо путем прямого двустороннего кредитования, либо с помощью кредитной программы МВФ, а политическое одобрение позволит осуществить поддержку на менее строгих условиях. Западных средств, таким образом, должно хватить на то, чтобы не допустить дефолт, что крайне позитивно для краткосрочного кредитного риска Украины, однако, в долгосрочном периоде всё будет зависеть от проводимых новой администрацией реформ. Политические факторы в данный момент наверняка перевесят как финансовые, так и экономические.

Комментарии российской стороны позволяют предполагать, что предложенный ранее пакет финансовой помощи в размере 15 миллиардов долларов может быть задержан как минимум на время формирования нового правительства, а, возможно, не будет предоставлен и в последствии. В подобных условиях мы считаем высокими риски возврата импортных цен на газ к декабрьским уровням, что примерно на 30% выше текущих.

Гривна, несмотря на перспективу предоставления финансовой поддержки от США и Европы, остается крайне уязвимой. По нашим оценкам, уровень международных резервов в стране за февраль сильно снизился - до 12-14 миллиардов долларов и, таким образом, мы сохраняем наш прогноз курса доллара к гривне на уровне 12 гривен. Подобные ожидания обеспечиваются также тем, что Национальному банку Украины, наиболее вероятно, придется предоставить региональным кредиторам дополнительную ликвидность на фоне оттока средств по депозитам и сложного финансового положения государства.

Основным структурным риском для Украины является разгар сепаратистских движений в Крыму и других частях восточной части страны.