Я бы назвал три важных изменения: новые подходы к существующим процессам, улучшение культуры взаимодействия внутри команд, а также практика взаимодействия с клиентами.
Во-первых, пандемия позволила пересмотреть ранее сформированные стереотипы по необходимости присутствия в офисе. Мы — компания непрерывного цикла, обслуживающая клиентов в режиме 24/7 и находящаяся на постоянной связи с партнерами, один из которых —РЖД. Сложно было представить, что даже 30% сотрудников могут работать удаленно. Однако, за счет слаженных действий ИТ-команды и бизнеса уже в середине марта 2020 года мы смогли перевести более 95% офисных сотрудников на дистанционный формат. Несмотря на то, что сейчас мы вернулись к офисному режиму, у сотрудников есть возможность работать два дня в неделю из дома. Кроме того, гибкий график способствует уходу от практики закрепленных рабочих мест. Мы сейчас перепланируем офисное пространство, чтобы создать гибкий офис, где любой сможет работать без привязки к рабочему месту.
Во-вторых, пандемия позволила взглянуть по-другому на взаимодействие команд. Все регулярные встречи и планерки мы оставили в онлайн формате. Благодаря этому встречи стали гибче, короче и эффективнее. Но самый главный результат пандемии — это сокращение числа таких конференций и решение большинства вопросов по электронной почте, что позволяет сотрудникам рациональнее распоряжаться рабочим временем.
В-третьих, пандемия ускорила цифровизацию взаимоотношений с клиентами за счет развития личного кабинета клиента и API интеграцию ИТ-систем, перехода на электронный документооборот. Многие цифровые инициативы, которые у нас сейчас реализовываются, появились как раз на фоне ограничений, показав, что традиционные процессы можно делать намного эффективней за счет современных инструментов.